Главная
Статьи





08.11.2022


07.11.2022


07.11.2022


07.11.2022


06.11.2022






Маньяни, Франко

20.01.2022

Франко Маньяни (англ. Franco Magnani; род. 1934 в Понтито, Италия) — итало-американский художник-самоучка, ставший широко известным после эссе Оливера Сакса в журнале New Yorker (впоследствии вошедшим в книгу писателя «Антрополог на Марсе»). По словам Сакса, в 1960-х годах Франко Маньяни переболел лихорадкой, после чего начал писать картины, на которых по памяти, но с фотографической точностью к деталям, изображал город своего детства Понтито, покинутый им в юности. В СМИ эта история служит примером необычных неврологических случаев, а самого Франко называют «Художником памяти».

Монографические выставки работ Франко Маньяни проходили в разных городах США, Канады и Италии. Первая состоялась в 1988 году в музее Эксплораториуме в Сан-Франциско.

Биография

Жизнь в Италии

Франко Маньяни родился в 1934 году в небольшом городке Понтито, расположенном в 20 км от Флоренции. Местное население жило в основном за счёт сельскохозяйственных работ, обработки садов и виноградников. Большая семья Маньяни (Франко был пятым ребёнком) была вполне благополучна и жила в достатке. Всё изменилось во время Второй мировой войны. В 1942 году в результате несчастного случая погибает отец семейства, а в 1943 году в город вошла немецкая армия, вынудив жителей покинуть свои дома. Когда они вернулись после войны, увидели, что половина домов разрушена, а сады и виноградники пришли в запустение. Разрушенный город оказал сильное психологическое влияние на маленького Франко. Семья стала голодать. Чтобы выжить, мать со старшими детьми начала работать на семейном поле, младшие помогали по хозяйству. В 1947 году мать отправила его в Лукку заканчивать образование, в 1949 он перебрался в Монтельпучано, где стал учиться на мебельщика. В Понтито он вернулся в 1953 году, но поняв, что в городе мебельщики не нужны и на этом ремесле не заработать, Франко перебрался в Рапалло, где поступил на работу поваром. В 1960 году он стал работать коком на судне, курсировавшем между Европой и портами Карибского моря. В 1965 году, когда Франко исполнилось тридцать один, он принял решение эмигрировать в США, где устроился на работу поваром в ресторан.

Переезд в США

Вскоре после приезда в США Маньяни заболел затяжной лихорадкой, начал стремительно терять вес. Врачи находили у него симптомы делирия, диагностировали височную эпилепсию, однако точный диагноз поставить так и не смогли. После вспышки болезни, Франко стал видеть яркие «фотографические видения» своего родного города до войны. Чаще всего эти видения приходили к нему во сне, вызывая при этом чувство безотчётной тревогой и предчувствие беды, иногда он их видел и во время бодрствования (на потолке, стенах, на полу комнаты), при этом видения сопровождались слуховыми и обонятельными галлюцинациями (звон церковных колоколов, запахи ладана, плюща и др.) Зрительные, обонятельные и слуховые галлюцинации были неразделимыми, появляясь в комплексе. Сам он так описывал свои ощущения: «Меня преследуют сновидения, воспоминания о Понтито. Эти мысли не дают мне покоя, у меня всё валится из рук». По словам Франко, его видения настолько реальные и трёхмерные, что стоит ему повернуть голову, увиденный объект также поворачивается, показываясь в другом ракурсе. Находясь на лечении в госпитале Франко стал зарисовывать увиденные картины. Не имея художественного образования и никогда не увлекаясь рисованием, его работы получались на удивление выверенными, целостными, а также поражали фотографической точностью деталей. Выйдя из госпиталя Маньяни продолжил переносить свои видения на бумагу и холст, написав несколько сотен видов Понтито. Особенно часто он изображал колокольню церкви, которую видел из окна своей спальни, пейзажи, окружающие город поля, кладбище, школу, которую немцы заняли во время оккупации и другие строения. При этом на картинах Маньяни практически отсутствуют люди.

В 1975 году Франко женился на художнице Рут. Пара организовала на северном пляже Сан-Франциско галерею, в которой выставляла свои работы. Галерея назвалась Pontito. После смерти Рут в 1988 году, Франко закрыл галерею. Жена умерла за несколько месяцев до открытия первой монографической выставки Маньяни в музее Эксплораториум в Сан-Франциско. Специально для этой экспозиции фотограф Сьюзен Шварценберг съездила в Понтито, где сфотографировала виды городка в примерных ракурсах, изображённых на картинах Маньяни. Таким образом у посетителей появилась возможность сравнить картины с реальными зданиями, увидеть насколько детально снимки соответствуют действительности.

Оливер Сакс

Для изучения «феномена» Франко Маньяни выставку в Эксплораториуме посетил Оливер Сакс — известный американский невролог, нейропсихолог, писатель и популяризатор медицины. На протяжении нескольких лет он исследовал этот необычный неврологический случай, вместе с Франко посетил его родной город Понтито. По результатам своих наблюдений выпустил несколько научных и популярных статей, одна из которых была опубликована в журнале New Yorker, после чего история Франко получила широкую огласку. В 1995 году Сакс включил статью для New Yorker в свою книгу «Антрополог на Марсе» (англ. An Anthropologist on Mars: Seven Paradoxical Tales). На русском языке она несколько раз выходила в издательстве АСТ (2009, 2011, 2012, 2018 годы) и в издательстве Neoclassic (2017 год).

Я было решил, что Маньяни — художник-эйдетик.., но эйдетик не стал бы ограничивать своё творчество видами одной-единственной местности. Маньяни же рисовал только виды Понтито.
Наблюдая за Франко, я пришёл к мысли, что во время видений в его головном мозге происходят внезапные изменения… Такие приступы связаны с эпилептической активностью височных долей головного мозга.Оливер Сакс. «Антрополог на Марсе»

В своей книге Сакс делает вывод, что височная эпилепсия может вызывать чувство ностальгии, а также чрезмерно активировать долговременную память. Он пишет: «Воспоминания могут являться реконструкцией прошлого, осуществляемой с помощью динамического процесса, изменяющего прежние восприятия, а также и репродукцией прошлого — образами, сохранившимися в памяти неизменными и не раз возвращающимися в сферу сознания, которое можно сравнить с палимпсестами».

Посещение Понтито

В 1990 году Франко вместе с Оливером Саксом приехал в Понтито, в котором не был 37 лет. От увиденного у Маньяни остались двойственные впечатления: городок практически вымер, основное население в нём — старики, многие дома заброшены, поля и сады не обработаны. После возвращения в Соединённые Штаты, Франко, по словам Сакса, стали приходить «видения» сразу двух Понтито: одного — времён его детства, другого — таким, каким он запомнил его после поездки. Причём видения накладывались друг на друга, вызывая у Франко неприятные ощущения. Спустя несколько дней наложение прекратилось, он снова стал «видеть» только город времён детства. Однако вновь за кисть он взялся только через месяц, а рисовать стал преимущественно миниатюры.

В марте 1991 года Маньяни и Сакс снова приехали в Италию на открытие выставки художника во Флоренции. После выставки Франко заехал в Понтито и прожил в нём три недели. По возвращение в Америку он начал работать над созданием трёхмерного макета города из картона, кроме того он захотел открыть в Понтито художественный архив и передать в него свои работы.

Настоящее время

В настоящее время Маньяни живёт в окрестностях Сан-Франциско, продолжает рисовать по памяти виды Понтито, однако в его творчестве появились и работы с видами Калифорнии (не по памяти, а с натуры), а также картины других жанров. Участие в выставках больше не принимает. Работы художника продаются на его официальном сайте; за некоторые он просит до 1 миллиона долларов США.

Выставки

В 1988 году в музее Эксплораториуме в Сан-Франциско прошла первая профессиональная выставка художника. В 1989—1993 годах состоялось 41-месячное выставочное турне художника по городам США и Канады (Балтимор, Виннепег, Коннектикут, Питтсбург, Оклахома-Сити, Ванкувер и др.), которое посетило свыше 577 000 человек.

В 1990 году в соседнем с Понтито городе Пеша была организована персональная выставка Франко, на которую в Италию, впервые за 37 лет, приехал сам художник. В ходе этой поездки он посетил и свой родной город. В марте 1991 в Италии открылась вторая выставка работ Маньяни. На этот раз она состоялась во Флоренции в палаццо Медичи-Рикарди. Третья выставка была организована в 1992 году прямо на улицах Пантино, но Франко на неё ехать отказался.

Критика

Майкл Пирс, рецензируя выставку в Франко, пишет: «Каждой картине Франко предшествует неожиданный всплеск его удивительной памяти, принимающий форму очередного видения. Такие видения Франко старается как можно быстрее „перенести“ на бумагу… Обычно его видения принимают пространственную, трёхмерную форму, и в этом случае Франко поворачивается то влево, то право, чтобы обозреть всю картину, являющуюся новым видом Понтито. При этом ему удаётся увидеть каждый арочный свод, каждый камень строения, каждую рытвину на дороге». Сьюзен Шварценберг отмечает, что работы художника выполнены в наивной манере, каждая проникнута чувством сильной тоски, ностальгии по детству и дому. Она считает, что Франко создал своеобразную энциклопедию Понтито, снова и снова рисуя одни и те же здания с разных ракурсов, в разное время года, в разное время суток, с разным освещением. Побывав в Понтито и сравнивая фотографии с картинами Маньяни, она обращает внимание, что реальный Понтито намного меньше, улочки уже, дома и колокольня ниже. Такие отличия она считает «типичным искажением памяти». Оливер Сакс согласен со Сьюзен, отмечая, что эти искажения, вероятно, возникли вследствие того, что Франко «запомнил» город своего раннего детства, а в детстве ему и колокольня казалась выше и улочки шире. О творчестве Маньяни он пишет: «В его работах не нашёл отражения "внутренний мир" Понтито, вместо этого все написанные Франко картины явили собой статичные "декорации", оставив "за кулисами" обитателей городка и саму жизнь во всех её проявлениях».

СМИ называют Франко Маньяни «художником памяти». При этом основной акцент в статьях делается не на его творчестве, а на иллюстрировании примером Франко необычных способностей человеческого организма, обретение дара (в конкретном случае — рисования) после серьёзной болезни или травмы головного мозга.

Необычная история Франко упоминается как в различных книгах по психологии, так и, например, в учебнике английского языка уровня Pre-intermediate для иностранцев.