Белл P-63 «Кингкобра» (англ. Bell P-63 Kingcobra) — американский истребитель-бомбардировщик.
Являлся развитием самолёта Белл P-39 Эйракобра (Bell P-39 Airacobra), к удлинённому фюзеляжу которого было добавлено новое крыло с ламинарным обтеканием, имевшее срезанные законцовки консолей. Увеличенное крыло, более мощный двигатель, модернизированные системы привели к полной перекомпоновке всей машины и созданию в последующих модерациях нового фюзеляжа.
Был запущен в серию в сентябре 1943 года. Поставки самолёта начались в октябре 1943[уточнить], в войска до 1944 года успели поступить всего четыре самолёта. За время производства, окончившегося в 1945 году, было построено более чем 3300 самолётов «Кингкобра» нескольких модификаций.
Неоспоримым достоинством самолёта являлся его вес секундного залпа, для уничтожения истребителя противника требовалось, как правило, всего одно попадание осколочно-фугасного снаряда из 37 мм пушки. Стоит отметить, что из-за неудовлетворительной баллистики снарядов, добиться этого попадания было довольно тяжело, кроме того отдача от выстрела опускала нос самолёта вниз, что делало невозможным бесперебойную стрельбу, всё это приводило к тому, что многие лётчики предпочитали поражать самолёты противника только с помощью 12,7 мм пулемётов Browning M2.
Кингкобра в СССР
Около 2400 самолётов были поставлены в СССР по ленд-лизу, около 300 направлены в ВВС Франции, небольшое количество получили и ВВС США.
Во Франции
В 1945 году ВВС Франции получили 114 "Кингкобр" поздних модификаций, но к участию в сражениях Второй мировой войны они не успели. После отмены запрета США на использование поставленного ей вооружения в колониальных конфликтах, они применялись во время Индокитайской войны, пока в 1951 году не были заменены.
Первоначально самолёты были направлены в Алжир Algeria. Истребительная эскадрилья (Groupe de Chasse) 2/6 "Travail", ранее имевшая на вооружении P-39, 18 июля получила в Касабланке новые самолёты; некоторым сюрпризом для пилотов стала возросшая посадочная скорость. С началом боевых действий в Индокитае, эскадрилья отправилась туда. По состоянию на январь 1950 года лишь 60 из находившихся там P-63 были пригодны к полётам, преимущественно по причине отказа американцев поставлять запчасти. С февраля 1951 года эскадрильи, оснащённые этими самолётами стали перевооружаться на Grumman F8F Bearcat (по другим данным — на Grumman F6F Hellcat). Большая часть самолётов к июлю была сдана на хранение. Последний вылет Кингкобр в Индокитае состоялся 6 сентября 1951 года.
Недостатки самолёта
Проблемным самолёт делало то, что после отстрела всего боекомплекта, расположенного в носу (58 снарядов пушки и 400 патронов пулемета), нос самолёта становился таким легким, что его срывало в плоский штопор. Пилоты очень часто не могли покинуть самолёт из-за того, что им мешала лебедка для механического выпуска шасси.
Также из-за задней центровки, вызванной установкой двигателя за кабиной пилота, самолёт получился очень сложным в пилотировании и при малейшей ошибке со стороны пилота входил в штопор.
Тактико-технические характеристики
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации P-63A:
Технические характеристики
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 9,96 м
- Размах крыла: 11,62 м
- Высота: 3,21 м
- Площадь крыла: 20,8 м²
- Масса пустого: 2 892 кг
- Масса снаряжённого: 3 992 кг
- Максимальная взлётная масса: 4 763 кг
- Двигатели: 1× жидкостного охлаждения V-12 Allison V-1710-117
- Мощность: 1× 1800 л. с. (1340 кВт)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте 7 620 м: 657 км/ч
- у земли: 514 км/ч
- Крейсерская скорость: 608 км/ч
- Боевой радиус: 870 км
- Перегоночная дальность: 4 144 км
- Практический потолок: 11 900 м
- Скороподъёмность: 12,7 м/с
- Нагрузка на крыло: 173,91 кг/м²
- Тяговооружённость: 340 Вт/кг
- Длина разбега: 290 м
Вооружение
- Пулемётно-пушечное:
- 1 × 37 мм пушка M4 , 58 снарядов
- 2 × 12,7 мм пулемёта Browning M2 по 200 патронов на ствол в носу
- 2 × 12,7 мм пулемёта Browning M2 по 250 патронов на ствол в крыльях
- Бомбовая нагрузка: до 3× 227 кг
Эксплуатанты
США- ВВС Армии США
- Исследовательский центр Royal Aircraft Establishment (испытывались 2 P-63A)
- ВВС СССР:
- ВВС Франции: G.C. 1/5 «Vendée», G.C. 2/5 «Ile-de-France», G.C. 2/6 «Travail»
- ВВС Гондураса (после войны)
Сохранившиеся экземпляры
Изображения
-
P-63 в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ
-
Часть крыла P-63 (зелёная)