Главная
Статьи





02.07.2022


02.07.2022


02.07.2022


01.07.2022


01.07.2022






Фильм-катастрофа

21.01.2022

Фильм-катастрофа или фильм катастроф (англ. disaster film) — фильм, герои которого попали в катастрофу и пытаются спастись. Этот жанр фильма — имеющий надвигающуюся или продолжающуюся катастрофу в качестве основного сюжетного предмета в своей основе и в основном течении сюжетной линии. Специфическая разновидность триллера и драмы, по другим данным: поджанр зрелищного и постановочного боевика. Речь в нем может идти как о природном бедствии (смерч, землетрясение, извержение вулкана и т. п.), как и о техногенной катастрофе (например, о пожаре и крушении самолёта, поезда, океанского, или же космического корабля, танкера, яхты, подлодки, грузовика, машины или автобуса), так и о результатах и процессах: террористических атак, военных наступлений, масштабного террора, или развившихся до глобальной катастрофы процессов, таких как: пандемия. Общая тематика фильмов-катастроф — чаще всего масштабное изображение бедствий, постигших, в различной степени — от локальной до глобальной: отдельные группы людей, города, целые страны, часть планеты, всю планету или солнечную систему… Эти фильмы обычно показывают некоторую степень напряжения, страха и наращивания действия — перед катастрофой, как и саму катастрофу, а иногда и её последствия, как правило, с точки зрения конкретных персонажей или их семей и коллег, или изображающих тактику выживания в случившейся катастрофе — различных людей. Фильмы могут быть — различными по времени: как и с апокалиптическим значением, так и с постапокалиптическим.

В этих фильмах очень часто присутствует большой актёрский состав и несколько сюжетных линий, в которых основное внимание уделяется попыткам персонажей предотвратить, убежать или справиться с катастрофой и её последствиями. Этот жанр приобрёл всеобщую известность ещё в 1970-х годах, когда были выпущены такие фильмы, как «Аэропорт» (1970), за которым быстро последовали «Приключение „Посейдона“» (1972), «Землетрясение» (1974), «Ад в поднебесье» (1974) и «Гибель Японии» (1973) режиссёра Сиро Моритани.

Актёры, как правило, состояли из обычных людей и из знакомых многим актёров-персонажей. Как только в фильме начинается катастрофа, персонажи обычно сталкиваются с человеческими страстями, слабостями и эмоциями, часто влюбляются и почти всегда находят виновного во многих бедах — злодея. В фильмах обычно изображён настойчивый, изобретательный и решительный герой или героиня (Чарлтон Хестон, Стив Маккуин и т. д.) с нестандартным мышлением — призванные возглавить борьбу с угрозой. Во многих случаях «злобные» или «эгоистичные» люди — становятся первыми жертвами образовавшихся техногенных или природных пожаров. Жанр пережил определённое перерождение в 1990-х годах — благодаря введению компьютерной графики изображений (CGI) и образовавшихся к тому времени большим студийным бюджетам, которые позволили добиться большего и масштабного зрелища, кульминацией которого в этой декаде — стал культовый фильм от Джеймса Кэмерона: «Титаник» в 1997-м году, ставший также и «кинематографическим феноменом».

История жанра

Истоки и рождение жанра

Темы катастроф в фильмах почти так же стары, как и сам кинематограф. Одним из первых творений был фильм: «Пожар» (1901), созданный Джеймсом Уильямсоном из Англии. В этом немом фильме — был показан горящий дом и пожарные, которые прибывают, чтобы погасить пламя и спасти жителей. Истоки жанра также можно найти ещё в самых первых и ранних фильмах после катастрофы Титаника: «Спасшаяся с «Титаника»» (1912), «Ночь и лёд» (1912) и в резонансной: «Атлантиде» (1913) — также в фильме о его затоплении, но по одноимённому роману Герхарда Хауптмана, вышедшим ещё за месяц до катастрофы; «Ноев Ковчег» (1928) — в библейском рассказе из «Книги Бытия» «О Великом потопе»; в последующем фильме о «Титанике»: в балетном: «Атлантике» режиссёра Э. А. Дюпона (1929); в «Потопе» (1933) — о гигантских приливных волнах, разрушительных для Нью-Йорка; хотя: «Кинг-Конг» (1933) и «Годзилла, король монстров!» (1956) — традиционно связаны с классикой жанра фильма ужасов и фантастического триллера — о монстрах, истоки жанра можно также найти и в них: в тех огромных разрушениях которые оставила гигантская горилла, буйствующая в городе Нью-Йорк, или же — Токио; а также в: «Последних днях Помпеи» (1935), который был посвящён извержению вулкана — Везувий в 79 году нашей эры.

Истоки жанра можно увидеть также в более поздних фильмах о катастрофе «Титаника» (фильм Жана Негулеско 1953 года и Роя Уорда Бейкера 1958 года), а также в картине: «В старом Чикаго» (1937), где был воссоздан Великий чикагский пожар, который обрушился на город ещё в 1871 году. И в картине Кэрола Рида в 1939 году — в фильме: «Звёзды смотрят вниз», представившего на экране катастрофу на угольной шахте в Северо-Восточной Англии.

А фильм Джона Форда «Ураган» (1937) завершается поразительной сценой тропического циклона, накрывающего вымышленный остров — в южной части Тихого океана.

В то время, как в драме «Сан-Франциско» — режиссёром Вуди Ван Дайком (1936) — было представлено историческое землетрясение в Сан-Франциско 1906 года.

Вдохновлённая окончанием Второй мировой войны и наступлением атомной эры, научная фантастика фильмов 1950-х годов, в том числе и в таких фильмах как: «Когда миры столкнутся» (1951), Война миров (1953) — по роману Герберта Уэллса — уже требовала всё больше и чаще использовать в том времени — в качестве основных сюжетных элементов: мировые, более глобальные катастрофы. Эта тенденция продолжилась в фильмах: «Смертельный богомол» (1957), «День, когда Земля загорелась» (1961), тема ядерного апокалипсиса и его последствий была затронута также в фильме Стэнли Крамера: «На берегу» (1959), а его саспенс-напряжённого ожидания, но в чёрно-юморной трактовке Стэнли Кубрика — на фоне Карибского кризиса — в политическом сатирическом триллере «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (1964), или же в «Трещине в мире» (1965).

Вулканические темы катастроф продолжили свою тенденцию и также фигурировали в таких фильмах, как: «Дьявол в 4 часа» (1961) с Спенсером Трейси и Фрэнком Синатрой — в главных ролях, а также в фильме-эпопее 1969 года: «Кракатау, к востоку от Явы» — в главной роли с Максимилианом Шеллом.

Как и в эпоху немого кино, катастрофа «крушения Титаника» — продолжила оставаться популярной темой для фильмов-катастроф и как для кинематографистов, так и для зрителей. Вернер Клинглер и Герберт Зельпин — выпустили эпический фильм: «Титаник» — в 1943 году. Тем не менее, вскоре фильм был запрещён в Германии, после того, как его режиссёр Зельпин был арестован и предположительно казнён. Фильм был прослан пусковым механизмом для всех последующих фильмов в духе: «Титаник», а некоторые вырезанные сцены стали также и кадрами и для британской версии. А Клифтон Уэбб и Барбара Стэнвик — сыграли главную роль в постановке компании: 20-й век фокс — в 1953 году: «Титаник», за которым последовали высоко оценённый британский кинофильм: «Ночь, которую нужно помнить» в 1958 году. А также: британский приключенческий боевик: «Последнее путешествие» (1960), который, хотя был и не о катастрофе «Титаника», но был также предшественником: «Приключения „Посейдона“», в котором снялся также и Роберт Стэк как мужчина, отчаянно пытающийся спасти свою жену — (Дороти Мэлоун) и ребёнка, попавших в омут тонущего океанского лайнера. Фильм завершился драматической сценой потопления корабля и был номинирован на Оскар в категории: «Лучшие визуальные эффекты».

Дополнительные предшественники популярных фильмов-катастроф 1970-х годов также включили в себя: «Высшее и могущественное» (1954) с Джоном Уэйном и Робертом Стэком в главных ролях — главных пилотов самолёта, которые на подпорченном самолёте пытались пересечь океан; а также роман: «Час Зеро!» (1957), написанный Артуром Хейли (который также написал роман 1968 года «Аэропорт») — об экипаже самолёта, который погиб от пищевого отравления, в то же время первый советский фильм-катастрофа, с похожим сюжетом, с тематикой терпящего бедствие самолёта в духе диссидентского политического триллера — «713-й просит посадку» — вышел на экраны ещё в начале 1960-х: в 1962 году; а исторические советские два фильма-катастрофы: «В твоих руках жизнь» — Николая Розанцева и «Сегодня увольнения не будет…» — Андрея Тарковского в духе соцреализма и поствоенной напряжённой апокалиптики — города Курск — о подвигах советских сапёров — почти одновременно вышли на экраны ещё в 1958 году; также они включили: «Реактивный шторм» и «Высоко над Атлантикой» — два фильма 1959 года, в которых были включены сцены попыток взорвать самолёт во время полёта. Предшественники фильмов 1970-х также включили: «Переполненное небо» (1960), в котором было представлено столкновение самолёта — в воздухе; и «Полёт Судного дня» (1966), снятый Родом Серлингом с участием Эдмонда О’Брайена — в роли недовольного аэрокосмического инженера, который установил бомбу под высоким барометрическим давлением на авиалайнер, построенный его бывшим работодателем, чтобы тот взорвался во время приземления. Затем последовал советский фильм-катастрофа: «День ангела» (1968) — об историческом тушении пожара 1932 года — на пассажирском пароходе.

Тематика ранних фильмов-катастроф и фильмов с элементами катастрофы — больше и чаще и всего восходила к представлению отдельных судеб людей, испытывающих бедствие.

Эволюция жанра и его пик в 1970-х годах

Фильм-катастрофа пришёл на смену пеплуму и нео-вестерну в качестве самого кассового жанра голливудского кино в начале 1970-х годов, после выхода на экраны таких чемпионов кассовых сборов, как: «Аэропорт» (1970) — от Джорджа Ситона и «Приключение „Посейдона“» (1972), когда произошло также смещение акцентов тематики фильмов — с отдельных судеб, терпящих бедствие на достоверное и технически изобретательно созданное масштабное изображение самого бедствия и когда же наступил «золотой век» для фильмов-катастроф. Несмотря на то, что первый фильм Джорджа Ситона не был посвящён исключительно катастрофе, в данном случае самолёту, пострадавшему от взрыва бомбы, он установил планку нескольких сюжетных линий, разыгрываемых звёздным составом, включавшим: Берта Ланкастера, Дина Мартина, Джорджа Кеннеди, Жаклин Биссет и Хелен Хейс и принёс своим создателям более 100 миллионов долларов (590 миллионов долларов с поправкой на момент 2017 года) Фильм: «Аэропорт» — был номинирован на 10 премий Оскар, в том числе и за Лучший фильм, а Хейс — получила премию за лучшую женскую роль второго плана. Выход на экраны в 1972 году второго фильма — Рональда Нима — отметился в главных ролях с Джин Хэкман, Эрнест Боргнайном, Шелли Уинтерс — ещё одним огромным финансовым успехом, который к тому же принёс впечатляющие 84 миллиона долларов валовой прибыли за кинопоказы в кинотеатрах в США и Канаде (490 миллионов американских долларов, с поправкой на момент 2017 года), фильм-катастрофа официально стал настоящим повальным увлечением в кинематографе. В фильме подробно описаны попытки выживших сбежать с тонущего океанского лайнера, который был опрокинут гигантской волной, вызванной землетрясением. «Приключение Посейдона» был номинирован на восемь премий Оскар, в том числе и Шелли Уинтерс — на лучшую актрису второго плана, а также победил в награде — за оригинальную песню и получил несколько наград за особые достижения в визуальных спецэффектах.

Далее эту формулу разрабатывали фильмы: «Землетрясение» (1974) и его конкурент: «Ад в поднебесье» (1974), принёсший 116 миллионов долларов своим создателям (548 миллионов долларов с поправкой на момент 2017 года), а также: «Гинденбург» (1975), Аэропорт 1975 и некоторые другие ленты.

Также, далее, после "Годзиллы" - такая тенденция существовала и в японском кинематографе, когда японские кинокомпании начали создавать фильмы-катастрофы, чтобы использовать свои ноу-хау в технологиях производства спецэффектов, такие как: «Гибель Японии» (1973) кинокомпании Toxo от режиcсёра Сиро Моритани, «Великие пророчества Нострадамуса», «Пламя Токийского залива», «Острова Землетрясений», а также фильм «109-й идёт без остановок»от кинокомпании Тоэй, получивший кассовый успех во Франции.

Пожалуй, величайший из фильмов-катастроф 1970-х — стал: «Вздымающийся ад», который был совместным предприятием кинокомпаний: 20-й век фокс и Warner Brosers и был создан продюсером Ирвином Алленом (впоследствии ставшим известным как «Король катастроф», начиная ещё с руководства съёмок «Приключения „Посейдона“», позже он продюсировал «Рой», а также фильмы «Пленники „Посейдона“» и «Когда время уходит») и режиссёром Джоном Гиллермином в главных ролях с Полом Ньюманом, Стивом Маккуином, Уильямом Холденом и Фэйей Данауэй. В фильме изображён огромный пожар, охвативший самое высокое здание в мире, а также попытки пожарных спасти и вывести его посетителей, застрявших на верхнем этаже. Фильм был номинирован на восемь премий «Оскар», в том числе за лучший фильм, выиграв премию за лучшую операторскую работу, за лучший монтаж фильма и за лучшую оригинальную песню.

Фильм: «Землетрясение» также был удостоен четырёх номинаций на премию Оскар за впечатляющие спецэффекты мощного землетрясения, сравнявшего с землёй город Лос-Анджелес, выиграв премию за лучший звук, и получил приз за особые достижения в визуальных спецэффектах. Режиссёром фильма был Марк Робсон, в котором снимались Чарлтон Хестон, Ава Гарднер, Женевьев Бюжо, Джордж Кеннеди и Лорн Грин. Он был отмечен также и как первый фильм, в котором использовалась технология Sensurround, когда во всех кинотеатрах, где шёл фильм, должны были быть установлены специальные массивные сабвуферные динамики, чтобы воссоздать ощущение вибрации землетрясения.

Несколько снятых для телевидения фильмов-катастроф также смогли извлечь выгоду из жанра из-за повального увлечения жанром, включая фильмы: «Жара!» (1974), «День, когда Земля переместилась» (1974), «Ураган» (1974), «Наводнение!» (1976) и «Огонь!» (1977).

Тенденция продолжилась в более широком масштабе в фильме «Гинденбург» (1975) с Джорджем Скоттом в главной роли; в «Перевале Кассандры» (1976) с Бертом Ланкастером в главной роли; в «Двухминутном предупреждение» (1976) с Чарлтоном Хестоном в главной роли; в «Чёрном воскресенье» (1977) в главной роли с Робертом Шоу; в «Американских горках» (1977) — также в озвученном обрамлении Sensurround с Джорджом Сигалом в главной роли; в «Проклятой долине» (1977) в главной роли с Яном-Майклом Винсентом; в «Лавине» (1978) в главной роли с Роком Хадсоном и в «Щите Города» (1979) — Леонида Аграновича — показавшего масштабную лавину, обрушившуюся на новый загородный дом советского жителя; в «Серой леди вниз» (1978) с Чарлтоном Хестоном в главной роли; в «Урагане» (в ремейке 1979 года фильма Джона Форда от 1937 года) с Джейсоном Робардсом в главной роли; в «Городе в огне» (1979) с Барри Ньюманом в главной роли.

Созданный «Угонщик самолётов» в 1972 году — стал второстепенным участником из канонических фильмов-катастроф, последовавшим во многом — по пятам за «Аэропорта» (1970), хотя и предшествовавшим его официальному продолжению: «Аэропорта 1975». Официальная серия фильмов в духе: «Аэропорт» — была продолжена фильмами: «Аэропорт 77» (1977) и «Аэропорт-79: «Конкорд»» (1979) с Джорджем Кеннеди вместе с персонажем Джо Патрони в каждом — идущем за другим — сиквеле фильма. А за: «Приключением „Посейдона“» — последовал его сиквел: «Пленники „Посейдона“» (1979).

Во второй половине 1970-х популярность жанра заметно пошла на убыль, и хотя в то время продолжилось появление таких высокобюджетных фильмов как: «Рой» (1978), «Метеор» (1979), «Ураган» (1979), «Конкорд», «Аэропорт 79» (1979), «Пленники „Посейдона“» (1979) и «Когда время уходит» (1980), последний, однако, показал плохие кассовые сборы, сигнализируя о снижении интереса к продукции жанра фильмов-катастроф, хотя в советской дилогии фильма: «Экипаж» (1979) — жанр с тематикой терпящего бедствие авиалайнера претерпел некоторые изменения, смешав в себе элементы различных отдельных катастрофических тем фильмов 1970-х годов и включив в себя также и элементы бытовой мелодрамы, но успех этого двухчастного фильма с 70 млн просмотрами в Восточном Блоке — был лишь кратковременным всплеском — в уходящей декаде, даже не смотря на то, что научно-фантастический фильм «Сталкер» Андрея Тарковского, снятый по повести братьев Стругацких, предрёк реальную советскую катастрофу Чернобыля в сценах взрыва четвёртого отсека бункера и с такими понятиями в фильме, как: «Зона отчуждения»…

Причины катастроф же в фильмах 1970-х годов — очень часто были также связаны со стихийными, природными силами или со «взбунтовавшейся», отказавшейся служить человеку техникой…

Советский жанр в 1980-х годах

Но упадок и падение планки популярности жанра на Западе не коснулись некоторых перестроечных фильмов и некоторых других 1980-х годов, когда на фоне реально случившейся Чернобыльской катастрофы советский жанр, вдохновлённый и следом за «Сталкером» пережил вновь определённое перерождение таких как: «Штормовое предупреждение» — на тему смерча; «Тревожное воскресенье» — на тему пожара на танкере; «Каракумы, 45 в тени» — Ходжакули Нарлиева от Туркменфильм — на тему газовой аварии в пустыне и образовавшегося «Огненного смерча» и «Внезапного выброса» — на тему газовой аварии — в советской угольной шахте; «34-й скорый», «Магистраль», «Остановился поезд» и «Поезд вне расписания» — на тему аварии с поездами; «Прорыв» (и в его российском ремейке: «Метро») — на тему затопления метрополитена; «Штормовое предупреждение» (1988) — на тему смертельного риска взрывов работающего химкомбината от приближающегося урагана — Сергея Омельчука; «Размах крыльев» и «Точка возврата» (в советской адаптации в отсылках на трагедию DC в Антарктиде — по вымышленной повести) — советскими продолжателями тенденции: «Аэропорт»; бытовую реконструктивную о трагедии — драму: «Распад», а также резонансного: «Письма мёртвого человека» — Константина Лопушанского — на фоне и на тему ЧСЧАЭС и ядерного апокалипсиса Холодной войны, когда к ним — по сравнению с ушедшим в небытие планки популярности западных фильмов 1970-х у западного зрителя — у советского зрителя — пришёл запоздалый успех.

В то же время продолжила развиваться и советская фантастическая постапокалиптика. Например, в советской интерпретации «Ноева Ковчега» — в духе последствий экологической катастрофы — была поднята в религиозно-трансцендентной/параллельно с образовавшимся безумием — антиутопической драме/фильме-притче: «Посетитель музея», который частично также предвосхитил ранее: «Водный мир» — с Кевином Костнером в главной роли. А советский фильм: «Псы» и последовавшие за ним: «Третья планета» и уже российский: «Монстры» — продолжили постапокалиптическую традицию научно-фантастических триллеров, фильмов ужасов о монстрах и фильмов-катастроф 1950-х годов.

Эволюция жанра в 1990-х годах

В 1990-е годы в связи с бурным развитием компьютерных спецэффектов и технологий, введению компьютерной графики изображений (CGI), фильмы-катастрофы, такие как: «Миссия акулы», «Скорость», «Армагеддон», «Эпидемия», «Столкновение с бездной», «Смерч», «День независимости», «Дневной свет», «Пик Данте», «Вулкан» и «Ливень» — вновь выбились в чемпионы американского проката, а исторический эпический фильм-катастрофа Джеймса Кэмерона — «Титаник» (1997) — вообще долгое время оставался самым кассовым фильмом в истории, за все время (которым он оставался в течение двенадцати лет) — собрав более чем 2,1 миллиарда долларов — по всему миру. Фильм сумел соединить в себе романтическую сюжетную линию с замысловатыми спецэффектами и имел огромный успех, и выиграл 11 премий Оскар, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. После триумфа «Титаника» жанр вступил в новую полосу кризиса.

Жанр в нулевые и в современности

В связи со взрывами 11 сентября и с национальной трагедией в США, западные кинематографисты, когда в США возник негласный цензурный запрет на любые ссылки и изображения двух башен ТРЦ — в произведениях культуры и искусства — долго не решались брать эту тему, однако же, в: «Башнях-близнецах» — Оливера Стоуна, в «Потерянном рейсе» и в «Рейсе 93» (2006) — она была всё же представлена зрителям. Российский же жанр также оказался в кризисе на фоне «Лихих 90-х» и аварии: «Курска», когда, что и у нас, что и на Западе — на фоне реальных террористических атак в конце 1990-х и в начале 2000-х, спрос на фильмы-катастрофы — резко упал по этой причине. И затрагивание многих тем и упоминаний Реальных случившихся терактов и «независимых в трактовке — расследований катастроф» — начало подвергаться тотальной цензуре — как и в США, так и в России . Однако, во второй половине 2000-х — негласный запрет был потихоньку официально снят, и фильмы-катастрофы, игровое кино и боевики — вернулись к своему нормированному производству и спрос на них был снова восстановлен, и у нас тоже, особенно, когда В. Путин, комментируя запланированные постулаты федеральной программы: «Культура России» на 2012—2018 годы — дал своё послание об увеличении поддержки российского кино государством через фонд кино…

С этим моментом последовал выход таких фильмов на Западе как: «Невозможное» (2012) и «Цунами» — о реконструкции событий после землетрясения в Индийском океане 2004 года, «Потоп», «Потоп (2019)», а также: «Волна» (2015) и «Разлом» — на тему реального землетрясения и цунами произошедшего в Осло, «Разлом Сан-Андерс» (2015), «Курск» (2018) — на тему затопления: «Курска», «К-19» — где была показана аналогичная реальная катастрофа подлодки в СССР, а тема вымышленного «Посейдона» — продолжает «своё плавание» в ремейках: ​«Посейдон», «Приключения Посейдона (2005)», «Воздушный маршал» — в обновлённой тенденции: «Аэропорт» — о захвате самолёта — со ссылками на 11 сентября, а также о реальной аварии на нефтяной платформе: «DH» в 2011 году — породившей: «Глубоководный горизонт» (2016), фильмов о воссоздании американских исторических катастроф: «И грянул шторм» (2016), «Крейсер» (2016), а также исторической романтической драмы вперемешку с фильмом-катастрофой: «Во власти стихии» (2018), «Сила стихии» (2015) — на тему урагана — обрушившегося на Пуэрто-Рико — вперемешку с криминальной драмой, «Ураган апокалипсиса» (2019) — на тему мощного урагана, обрушившегося на город Вашингтон, а также фильмов о борьбе с ледовой стихией из-за оказавшейся в её власти машин и техники — человека: «Ледяной драйв» и «Замёрзшие» (2010). В современных же представителях жанра в фильмах — катастрофа, как правило, носит все менее локальный и более планетарный, глобальный характер, то есть жанр пересекается с постапокалиптикой, а зачастую и вовсе от неё неотличима. В качестве причин катастрофы называются пандемия неизлечимой болезни, доведённые до апокалиптического масштаба глобальное потепление, солнечная вспышка и подобные явления, возможное негативное влияние которых на человечество регулярно обсуждается в популярных средствах массовой информации. Всё это представлено: постапокалиптическим мистическим триллером на тему пандемии: «28 дней спустя» (2002), апокалиптическим: «Явлением» (2008), постапокалиптическими триллерами и фильмами-катастрофами на тему глобальных изменений климата: потеплением и похолоданием: «Послезавтра» (2004), апокалиптическим: «Замёрзшим миром» (2011), «Геоштормом» (2017), пост- и апокалиптическими фантастическими триллерами, с тематикой солнечных вспышек и столкновением планет и комет, как и с участием инопланетного вторжения: «Знамением» (2009), «День, когда Земля остановилась» (2008), «День независимости 2», так и без него: «Конец света» (2005), «Столкновение с кометой» (2008), «Судный день (фильм)» (2008), «Столкновением Земли» (2011), в «Гравитации» (2013) — на тему катастроф космических кораблей; в «2012» (2009) — в фильме с возрождённой тематикой затопления всего мира и «Ноева Ковчега», в «Глобальной катастрофе» — на тему апокалиптического смешения нескольких катастроф и жизненного выбора в борьбе людей с каннибализмом. Тема глобального цунами была продолжена также и в «Штормагедоне» (2015).

В азиатской же кинематографии — представителей жанра, в основном, японских и южно-коррейских, можно найти сегодня в таких фильмах как: «Башня» (2012), «Извержение» (2019), «Оледенение» (2013), «Гибель Японии: возрождение» (2006),«Пляж Хэундэ» (2009).

В России — в обновлённом современном жанре фильма - катастрофы — ещё с конца 1990-х годов — представляют картины: «Чёрный океан» (1998) — Ивана Соловова — на тему «смешанного» радиоактивного и бактериологического апокалипсиса от затонувшего реактора подводной лодки («предвосхитивший эпидемию» Ковида», и трагедию: «Курска» в 2001), «Кольская сверхглубокая» (2020), «Чернобыль. Зона Отчуждения» (2019), «Экипаж» (2016), «Эпидемия» (2019), «Эпидемия-2» (2022), «Землетрясение» (2016), «Пленники льда» (2016), «Спитак» (2018), «Отрыв», «Огонь» (2020) и «Мира»[уточнить]. В литературном же российском жанре фильма-катастрофы в духе апокалиптического или постапокалиптического сценария для уже существующих или будущих фильмов в пишут сегодня: Дмитрий Сафонов,Дмитрий Глуховский и Яна Вагнер — по романам которых также были, или будут сняты в скором времени: «Метро», «Метро 2033». Многие современные российские фильмы-катастрофы были подвергнуты критике сотрудниками соответствующих отраслей за тренд на отход от традиций советского соцреализма «воссоздания реальной катастрофы» — с упором на научную фантастику, не имеющей практически никакого отношения к такой же подобной ситуации в реальности, за «оголливуденный образ российского рабочего» и сотрудника соответствующих служб и за «плагиатные адаптации»… Это же часто считается одной из причин «убыточности российского кино».

Пародии и сериалы

Отдельное место занимают многочисленные пародии на фильмы-катастрофы и сериалы, использующие в качестве основного предмета и элемента сюжетной линии и темы — фильм-катастрофу.

Первые выходили обычно наряду с «закатным кризисом жанра» — в конце 1970-х и 1990-х годов. Хотя: «Большой автобус» (1976) — наиболее из ранних пародий на фильм-катастрофу — не стала хитом, тем не менее, конец этой тенденции был хорошо отмечен критиками в комедии 1980 года: «Аэроплан!», который с любовью спародировал и подделал основные жанровые клише, добившись удивительного кассового успеха, а затем выпустил и своё собственное продолжение: «Аэроплан II: Продолжение» в 1982 году. В связи с аналогичным кризисом с конца 1990-х, а также в связи с трагедией 11 сентября было выпущено немало фильмов-пародий, пиком тенденции которых стал «Нереальный блокбастер» в 2008 году.

Среди сериалов же тематику фильма-катастрофы можно встретить, как и в мыльных операх: «Главный госпиталь»: например, в: экшен-саге «о ледяной принцессе начала 1980-х», «Дни нашей жизни»: например, в: злоключениях многострадальной — Марлены Эванс и в её кульминации: «Круиз Обмана» — с его кораблекрушением, в обрушившихся на город землетрясениях — в сериалах: «Санта Барбара», «Сансет Бич» и «Страсти» (а также: цунами), так и в теленовеллах: «Вавилонская башня» (о подготовленном взрыве в Большом ТРЦ), так и в прайм-тайм-сериалах — об определённых реальных служащих, связанных с ликвидацией катастрофы — таких как: «Третья смена» — который частично затронул и реальную злободневную тему: 11 сентября, «Разрушенный город», «Призрачная башня», «Титаник», или же на тему потустороннего — инопланетного или мистического вторжения в мир людей — таких как: «Нашествие», «Спаси меня», а иногда и с сочетанной тематикой.

В России — жанр представляют, в основном, телеканалы ТВ3, ТНТ и СТС — в таких сериалах, как: «Бункер», «Чернобыль: Зона отчуждения», «Выжить после» (с фокусировкой на «Чернобыльской» и «Постчернобыльской» теме), резонансный: «Эпидемия» (2019) и т. д.

Условное разделение фильмов-катастроф

Условно фильмы-катастрофы можно разделить на следующие поджанры:

  • Техногенные катастрофы. Носят, как правило, локальный характер. В них герои пытаются спастись с терпящего бедствие корабля, падающего самолёта и т. д. Примеры: «34-й скорый», «Поезд вне расписания», «Посейдон», «Титаник», «Экипаж» и его ремейк, «Случай в квадрате 36-80», «Размах крыльев», «К-19», «Разрушенный город».
  • Природные катаклизмы
    • Катастрофы спровоцированные стихийным бедствием, или же их сочетанием;
    • Катастрофы спровоцированные пандемиями и эпидемиями различных болезней, достигших различного масштаба;
    • Катастрофы спровоцированные реально существующими животными-убийцами, достигшие большого масштаба.
    • Локальные природные катаклизмы. Пожар, извержение вулкана, смерч, цунами, нашествие животных-убийц… Примеры: «Ад в поднебесье», «Вулкан», «Землетрясение», «Когда время уходит», «Пик Данте», «Смерч», «Птицы», «Окра».
    • Глобальные природные катаклизмы, где смерть грозит всей планете (от падения на землю метеорита, например). Примеры: «Армагеддон», «Астероид против Земли», «Земное ядро: Бросок в преисподнюю», «Столкновение с бездной», «Знамение», «Послезавтра», «2012», «Скайлайн», «Конец света».
  • Научно-фантастические фильмы и катастрофы — в результате инопланетного агрессивного вторжения
  • Научно-фантастические триллеры и катастрофы, спровоцированные вымышленными гигантскими монстрами

Примеры: «Челюсти», «Кинг Конг», «Марабунта».

Известные фильмы-катастрофы

О техногенных катастрофах, терактах

  • «109-й идёт без остановок» (1975)
  • «34-й скорый» (1981)
  • «713-й просит посадку» (1962)
  • «72 метра» (2004)
  • «Ад в поднебесье» (1974)
  • «Атомный поезд» (1999)
  • «Аэропорт» (1970)
  • «Аэропорт 1975» (1975)
  • «Аэропорт-77» (1977)
  • «Аэропорт-79: „Конкорд“» (1979)
  • «Британник» (2000) ,
  • «Враждебные воды» (1997)
  • «Гибель „Титаника“» (1958)
  • «Гинденбург» (1975)
  • «Город в огне» (1979) ,
  • «День ангела» (1968)
  • «Дневной свет» (1996)
  • «Джаггернаут» (1974)
  • «Знамение» (2009)
  • «Живые» (1993)
  • «К-19» (2002)
  • «Катастрофа на авиалинии» (2010)
  • «Катастрофа над Берлином» (2009)
  • «Магистраль» (1983)
  • «Метро» (2013)
  • «Мотыльки» (2013)
  • «Неуправляемый» (2010)
  • «Обитель зла» (2002) , , ,
  • «Падение Олимпа» (2013)
  • «Перевал Кассандры» (1976) , ,
  • «Пленники „Посейдона“» (1979)
  • «Поезд-беглец» (1985)
  • «Поезд вне расписания» (1985)
  • «Посейдон» (2006)
  • «Приключение „Посейдона“» (1972)
  • «Размах крыльев» (1986)
  • «Расследования авиакатастроф» (2003-настоящее время)
  • «Секунды до катастрофы» (2004—2018)
  • «Скорость» (1994)
  • «Случай в квадрате 36-80» (1982)
  • «Титаник» (1997)
  • «Тревожное воскресенье» (1983)
  • «Формула Судного дня» (2009)
  • «Штурм Белого дома» (2013)
  • «Экипаж» (1979)

Исторические (основаны на реальных событиях)

  • «Башни-близнецы» (2006)
  • «Британник» (2000) ,
  • «В твоих руках жизнь» (1958)
  • «Гибель „Титаника“» (1958)
  • «Гинденбург» (1975)
  • «Живые» (1993)
  • «Землетрясение» (2010)
  • «Землетрясение» (2016)
  • «К-19» (2002)
  • «Невозможное» (2012)
  • «Прорыв» (1986)
  • «Разрушенный город» (2003)
  • «Секунды до катастрофы» (2004—2018)
  • «Расследование авиакатастроф» (2003—н. в.)
  • «Титаник» (1997)
  • «Шторм» (2009)
  • «Глубоководный горизонт» (2016)
  • «Чернобыль» (2019)

О природных катастрофах

  • «10,5 баллов» (2004)
  • «10,5 баллов: Апокалипсис» (2006)
  • «2012» (2009)
  • «2012: Цунами» (2009)
  • «2012: Судный день» (2008)
  • «2012: Ледниковый период» (2011)
  • «Апокалипсис: Последний день» (2007)
  • «Весь мир, кроме Японии, тонет» (2006)
  • «Вулкан» (1997)
  • «Геошторм» (2017)
  • «Гренландия» (2020)
  • «День катастрофы» (2004)
  • «День катастрофы 2: Конец света» (2005)
  • «Жаркий день» (2002)
  • «Землетрясение» (1974)
  • «Землетрясение» (2005)
  • «Землетрясение» (2010)
  • «Землетрясение в Нью-Йорке» (1998) , ,
  • «Знамение» (2009)
  • «Землетрясение в Лос-Анджелесе» (1990)
  • «Ищу друга на конец света» (2012)
  • «Когда время уходит» (1980)
  • «Лавина» (1978)
  • «Мега-разлом» (2009)
  • «На переломе дня» (2000)
  • «Наводнение: Ярость стихии» (2007) ,
  • «Невозможное» (2012)
  • «Паника в Нью-Йорке» (1999)
  • «Послезавтра» (2004)
  • «Помпеи» (2014) ,
  • «Пик Данте» (1997)
  • «Разлом Сан-Андреас» (2015)
  • «Разлом Земли» (1965)
  • «Секунды до катастрофы» (2004—2018)
  • «Суперпожар» (2002)
  • Аниме «Токийское восьмибалльное» (2009)
  • «Ураган» (1979)
  • «Шторм» (2009)
  • «Экспедиция в преисподнюю» (2005)
  • «Гибель Японии» (1973)
  • «Гибель Японии» (2006)
  • «Навстречу шторму» (2014)

Об инопланетном вторжении, о кайдзю

  • «Война миров» (2005)
  • «Вторжение динозавра» (2006)
  • «Годзилла» (1954)
  • «Годзилла» (1998)
  • «Грань будущего» (2014)
  • «День независимости» (1996)
  • «День, когда остановилась Земля» (1951)
  • «День, когда Земля остановилась» (2008)
  • «Затерянный мир» (1925)
  • «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» (2011)
  • «Мега-акула против Гигантского осьминога» (2009)
  • «Мега-акула против Крокозавра» (2010)
  • «Мега-пиранья» (2010)
  • «Мгла» (2007)
  • «Мега-питон против Гатороида» (2011)
  • «Монстро» (2008)
  • «Тихоокеанский рубеж» (2013)
  • «Морской бой» (2012)
  • «Скайлайн» (2010)
  • «Фантастическая четвёрка: Вторжение Серебряного сёрфера» (2007)

Другое

  • «Красная палатка» (1969)
  • «Парк юрского периода» (1993)
  • «После нашей эры» (2013)
  • «Последний день» (2009)
  • «Явление» (2008) ,

Апокалиптика и постапокалиптика

  • «4:44 Последний день на Земле» (2011)
  • «10,5» (2004)
  • «10,5: Апокалипсис» (2006)
  • «2012» (2009)
  • «2012: Судный день» (2008)
  • «2012: Сверхновая» (2009)
  • «2012: Ледниковый период» (2011)
  • «Абсолютный ноль» (2006)
  • «2016: Конец ночи» (2011) ,
  • «Апокалипсис Стоунхенджа» (2010)
  • «Арктический взрыв» (2010) ,
  • «Армагеддон» (1998)
  • «Астероид» (1997)
  • «Астероид: Последние часы планеты» (2009)
  • «Астероид против Земли» (2014)
  • «Весь мир, кроме Японии, тонет» (2006)
  • «Влияние Земли» (2015)
  • «Гренландия» (2020)
  • «День катастрофы» (2004)
  • «День катастрофы 2: Конец света» (2005)
  • «День, когда загорелась Земля» (1961)
  • «День, когда Земля остановилась» (2008)
  • «Дорога» (2009)
  • «Жаркий день» (2002)
  • «Затаившись» (2014)
  • «Земное ядро: Бросок в преисподнюю» (2003)
  • «Знамение» (2009)
  • «Извержение (фильм)» (2006)
  • «Квантовый апокалипсис» (2010)
  • «Книга Илая» (2010)
  • «Когда миры столкнутся» (1951)
  • «Конец света» (2005)
  • «Меланхолия» (2011) , , , ,
  • «Местные» (2018)
  • «Метеор» (1979)
  • «Миля чудес» (1988)
  • «На последнем берегу» (1959)
  • «На последнем берегу» (2000) ,
  • «На следующий день» (1983)
  • «Нити» (1984) , ,
  • «Обливион» (2013)
  • «Облик грядущего» (1936)
  • «Пекло» (2007)
  • «Письма мёртвого человека» (1986)
  • «После апокалипсиса» (2004) ,
  • «Последняя ночь» (1998)
  • «Последний день» (2009, мини-сериал) , ,
  • «Последний день Земли» (2020)
  • «Последние часы жизни» (2013)
  • «Последние часы Земли» (2011)
  • «Послезавтра» (2004)
  • «Разделитель» (2011)
  • «Разлом Земли» (1965)
  • «Сверхновая» (2005)
  • «Сверхновая» (2000) ,
  • «Солнечный удар» (2006)
  • «Столкновение Земли» (2011)
  • «Столкновение с бездной» (1998)
  • «Удар из космоса» (1998)
  • «Фантастическая четвёрка: Вторжение Серебряного сёрфера» (2007)
  • «Фантом» (2011) ,
  • «Я — воин» (2007)
  • «Гибель Японии» (1973)
  • «Гибель Японии» (2006)
  • «Я — легенда» (2007)

Аниме

  • «Евангелион» (1995—1996)
  • «Евангелион: Смерть и перерождение» (1997)
  • «Конец Евангелиона» (1997)
  • «Евангелион 1.0: Ты (не) один» (2007)
  • «Евангелион 2.0: Ты (не) можешь продвинуться» (2009)
  • «RahXephon» (2002—2003)
  • «Атака на титанов» (2013)
  • «Owari no Seraph» (2015)