Главная
Статьи





03.07.2022


03.07.2022


03.07.2022


03.07.2022


03.07.2022






Азербайджанская философия

21.01.2022

Азербайджанская философия (азерб. Azərbaycan fəlsəfəsi или азерб. Azərbaycanda fəlsəfə) — общественно-политическая мысль азербайджанского народа и совокупность философского наследия азербайджанских мыслителей.

История

Философская мысль в Азербайджане возникла в раннем Средневековье, после завоевания страны арабами и распространения здесь ислама в 640-х годах.

В VII–X вв. проникновение и усиление ислама в Азербайджане, активная вовлеченность страны в исламский культурный регион обеспечили развитие философской мысли Азербайджана в сфере многоаспектных связей с исламской религией. Со временем в страну проникают многочисленные идеологические течения, основанные на экзотерической интерпретации Корана и Ислама и находят здесь, в лице азербайджанских мыслителей своих местных представителей. Представители различных течений независимо от различий стремились обосновать свои теоретико-философские позиции, исходя из коранических айатов. Подобная тенденция была характерна для распространенных в регионе течений мутазилизма, исмаилизма, суфизма и др. В Коране как и в многочисленных исламских идеологических течениях главной проблемой является отношение между Творцом (Аллахом) и творением. В зависимости от интерпретации данного отношения с точки зрения философии и определяется идеалистическая, монотеистическая, диалектическая, пантеистическая и материалистическая направленность различных учений.

Неортодоксальные течения дают эзотерические изложения сур, в которых были отражены идеи Бога как Истины, о том, что Он живой, о Его лике, возвращении человека к Богу и о встрече с Ним, об отношении к астральным событиям, познанию, отношении к божественному свету, предопределению, воздаянию, чувству страха перед Богом, Божественной каре, материальным благам; в некоторых случаях неортодоксальные течения в соответствии с логикой научно-философской мыслью эпохи распространяли, отличающегося от течений ортодоксальной ориентации, пантеистическую философию вахтад ал-вуджуд, и как следствие, в Азербайджане развивали наполненную противоречиями идеологию исламского духовно-культурного пространства.

Трактаты азербайджанского философа Бахманьяра ибн аль-Марзбана (XI век), такие как "Познание", "Украшение", "Радость и счастье", занимают почетное место в истории философии Азербайджана. Философскими проблемами занимались также такие мыслители, как Афзаладдин Хунаджи, Сираджаддин Урмави и Наджмаддин Нахичевани.

Философская мысль Азербайджана переживала расцвет в период Возрождения (XI-XIII вв.) в лице Хагани Ширвани (1120-1199), Низами Гянджеви (1141-1209), Насраддин ат-Туси (1201-1274).

В XIII-XVIII веках значительный вклад в философию Азербайджана внесли ряд таких выдающихся мыслителей, как Махмуд Шабустари, Авхади Марагаи, Имадеддин Насими, Мухаммад Физули, Юсиф Карабаги, Мухаммад Али Саиб Тебризи, Зайналабидин Ширвани. Некоторые из них представляли философскую школу суфизма.

Хуруфизм был одним из широко распространенных идеологических движений того периода. Основателем хуруфизма является Фазлуллах Наими (1339-1394), который изложил основные положения своего учения в книге "Джавидан-наме» ("Книга вечности").

Классик азербайджанской литературы Физули уже в XVI веке вводит и осмысливает в своих литературных сочинениях ряд терминов, имеющих мировоззренческое значение. В частности, в произведении Лейли и Меджнун содержатся размышления о соотношении разума (əql) и любви (eşq) в деле постижения истины (həqiqət). С позиций философии суфизма мир (Dünya) назван "завеcой" (niqab) Бога. Ставится проблема ценности свободы (azad).

Несколько работ Аббасгулу ага Бакиханова ("Тайна вселенной", "Совершенствование нравственности") были посвящены философии и этике.

После вхождения Азербайджана в состав России появилась идеология просветительства, нацеленная на вестернизацию страны (Мирза Фатали Ахундов, Джалил Мамедкулизаде, Шахвалад Джафаров). Просветители критиковали отсталость страны и религиозное мракобесие. В это время также начали распространились идеи пантюркизма (Мусават).

Особое место в азербайджанской философии 1920-х годов занимают Гусейн Джавид, Джафар Джаббарлы, Нариман Нариманов, Мамед Эмин Расулзаде, Гейдар Гусейнов и другие.

После завоевания страны Красной Армией в Азербайджане были основаны кафедры диалектического и исторического материализма, на которых велось изучение и преподавание марксизма. В это время произошла институализация философии под эгидой Академии наук, осуществлялись переводы западной философии на азербайджанский язык, изучение и систематизация азербайджанской мысли. Исследовались философские взгляды Декарта, Спинозы, Гоббса, Джона Локка, французских материалистов,Гегеля. Получила известность книга Шакир-Заде, посвящённая древнегреческому философу Эпикуру. Значительные успехи были достигнуты азербайджанскими историками философии в изучении истории философской и общественно-политической мысли азербайджанского народа. Велись исследования истории философской мысли Ирана и Турции. Ряд исследований был посвящён философским взглядам отдельных видных мыслителей Азербайджана (Физули и др.). На закате СССР в Азербайджане получила популярность идеология пантюркизма, которая соперничает с идеологией паниранизма. К азербайджанской философии может быть отнесен российский общественный деятель Гейдар Джемаль.

Современный период

Огромный вклад в систематизацию и изучение азербайджанской философии сделал Закир Мамедов (1936—2003). С 2002 года в Азербайджане издается журнал «Философия и Социально-Политические Науки». Существует «Азербайджанская Ассоциация Философии и Социально-Политических Наук» (под руководством Рамиза Мехтиева).

Институт философии действует в Национальной академии наук Азербайджана с 1945 года.

Академики Ф. Кочарли, Ф. Касумзаде, А. Асланов, А. Дашдамиров обогатили азербайджанскую философскую науку XX века своими исследованиями по проблемам социальной философии, эстетики, национальных отношений и философии истории.