Главная
Статьи





08.11.2022


07.11.2022


07.11.2022


07.11.2022


06.11.2022






Понаровская, Ирина Витальевна

22.01.2022

Ирина Витальевна Понаровская (род. 12 марта 1953, Ленинград, РСФСР, СССР) — советская и российская джазовая и эстрадная певица, киноактриса, телеведущая. Заслуженная артистка Российской Федерации (2019).

Биография

Ранние годы

Родилась 12 марта 1953 года в Ленинграде в семье музыкантов.

Отец, Виталий Борисович Понаровский (1927-1996), был дирижёром и художественным руководителем джаз-оркестра, а также играл на контрабасе в ансамбле Ореста Кандата. Мать, Нина Николаевна Арнольди (1927—2017), работала концертмейстером в музыкальной школе при Ленинградской консерватории, награждена дипломами Международных конкурсов классической музыки «За лучший аккомпанемент». Музыкантом стал и один из двух старших братьев Ирины — Александр (род. 1947), пианист, а ныне преподаватель музыкального колледжа в США. Сестра Ирины (от второго брака отца, Надежда, род. 1976) — одна из солисток проекта «Поющие радиоведущие», работает музыкальным редактором на радио «Вертикаль» в Санкт-Петербурге.

Окончила музыкальную школу при консерватории, где обучалась игре на арфе и фортепиано. С 15 лет занималась вокалом у педагога Л. Б. Архангельской. В 1971 году поступила в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова.

Карьера

В 1971—1976 годах была солисткой ВИА «Поющие гитары», где исполняла две песни: «Неприметная красота» и «Вода бывает горькая». В балладе «Саласпилс» у неё была вокальная импровизация.

Позже была солисткой в «Коробейниках», где играл клавишник Александр Зайцев, позже работавший в «Машине времени».

В 1975 году исполнила роль Эвридики в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика». была приглашена на фестиваль в Дрезден (ГДР), где исполнила две песни: «Люблю» композитора Якова Дубравина и на немецком языке — «Садись в поезд своей мечты». Вызвала овацию и получила первую премию.

В 1976 году — гран-при Международного фестиваля песни «Сопот—1976» (Польша) за исполнение песни «Мольба». Девять раз её вызывали на заключительном концерте и заставили петь «на бис» в нарушение фестивальных традиций.

Вторую конкурсную песню — «Была птицей» — исполняла на польском языке. Триумф Понаровской в Сопоте — свидетельство того, что за рубежом её приняли раньше и достойнее, чем это случилось на родине. Польша носила её на руках, как прежде — Восточная Германия. И там, и там её фото красовались на журнальных обложках. Один из этих снимков позже открыл ей дорогу в кино. В Сопоте её возили на персональном «Мерседесе» с номером, где красовалось: «Ирина Понаровская». На улицах брали автографы. После победы её гостиничный номер уставили корзинами цветов. Она устроила в ресторане приём для советской делегации, так как общего банкета лауреатов не было. И, сидя за столом спиной к залу, как она предпочитает, Ирина принимала поздравления соотечественников. В 1970-е её титуловали так: «Фрау Фестиваль» в Дрездене и «Мисс Объектив» в Сопоте — «за красоту, обаяние и фотогеничность».

В 1976 году переехала в Москву, где два года была солисткой джаз-оркестра Олега Лундстрема. Выступала в сборном концерте в столичном зале «Россия» как лауреат Сопота. Лундстрем, услышав её, послал своего директора на переговоры, так как оркестр нуждался в солистке.

Начиная с 1976 года неоднократно снималась в кино. В 1978 году сдала выпускные экзамены в консерватории и получила диплом пианистки. На выпускных экзаменах она исполняла первый концерт С. В. Рахманинова для фортепиано с оркестром, 32 вариации Бетховена, пьесы Дебюсси, Д. Д. Шостаковича и Р. К. Щедрина.

В 1980-x и в начале 1990-х годов активно снималась в кино и на телевидении в разных музыкальных передачах, в частности «Песня года», «Утренняя почта», «Очевидное-невероятное», «Голубой огонёк», «Вокруг смеха», «Театральные встречи», «Адреса молодых», «Хит-парад Останкино» и каждый год в концерте ко Дню милиции. Вела детскую телепередачу «Будильник», участвовала в юмористических проектах Игоря Угольникова «Оба-на!» и «Угол-шоу». Радио передавало её голос в программах «С добрым утром», «В рабочий полдень», «До-ре-ми-фа-соль», где тогда исполняли реальные заявки слушателей.

В 1982 году участвовала в создании музыкальной комедии «Трест, который лопнул», но «Песня Сары Бернар» в её исполнении при окончательном монтаже в фильм не вошла.

В 1986 году песня «Знаю — любил» (Автор слов — Джуна) в репертуаре Понаровской попала в хит-парад, заведённый тогда впервые в СССР. На телевидении в программе «Утренняя почта» даже сняли нечто похожее на видеоклип. Песня «Знаю — любил» стала лауреатом фестиваля «Песня года — 1986».

В 1988 году в столичном ГЦКЗ «Россия» состоялись её первые в Москве сольные концерты под названием «Всё сначала».

Летом 1989 года была членом жюри на Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей советской эстрадной песни в Юрмале, где с помощью Раймонда Паулса, председателя жюри, смотревшего конкурс по телевидению, добилась присуждения гран-при Сосо Павлиашвили, несмотря на разногласия с другими коллегами.

7—8 января 1990 года состоялась первая в СССР благотворительная программа «Телемарафон Детского фонда». Понаровская внесла на счёт Детского фонда 10 000 рублей.

В 1990 году представителями Дома моды «Шанель» Понаровской был присвоен титул «Мисс Шанель Советского Союза», а в 1998 году итальянская фирма, чью одежду носили любимые актрисы Понаровской Марлен Дитрих и Роми Шнайдер, предложила ей стать «лицом» фирмы.

В ноябре 1992 года участвовала в шоу «Борис Моисеев и его леди», произведя фурор париком из тёмно-вишнёвых длинных волос, который идеально подошёл к песне «Мне плевать». А в финале программы «Леди Неожиданность», как назвал её Борис Моисеев, появилась на сцене в огромной чёрной шляпе. Это была первая серия шляпного цикла Зверева — Понаровской.

В 1993 году выпустила свой первый крупный диск «Так проходит жизнь моя», а в феврале 1993 года снялась в первом своём видеоклипе к песне «Так проходит жизнь моя». В начале 1990-х выступала в дуэте с Богданом Титомиром. В середине 1990-х вела телевизионную передачу «Фитнес-класс Ирины Понаровской», для которой разработала собственную гимнастику и методику правильного питания. По её словам, могла бы стать врачом, если бы не стала певицей: ей нравится исцелять.

В декабре 1993 года на очередном шоу Бориса Моисеева в концертном зале «Россия» исполнила новую песню композитора Виктора Чайки «Романс одиноких». Эта песня продолжила ряд сильных женских монологов в её репетуаре: «Мольба», «Заклятье», «Реквием», «Романс одиноких».

В 1997 году представила в столичном ГЦКЗ «Россия» сольную программу «Женщина всегда права». В том же году вышел и второй крупный диск певицы с одноимённым названием. В день последнего концерта 16 апреля на Площади звёзд эстрады у центрального входа в концертный зал состоялась церемония заложения звёздной плиты имени Ирины Понаровской. Так национальная музыкальная премия «Овация» отметила 25-летний юбилей её эстрадной службы. В том же году вышел компакт-диск «Женщина всегда права». В 1998 году — председатель жюри конкурса, ведущая и почётный гость фестиваля «Славянский базар».

В мае 1999 года вместе с Сосо Павлиашвили провела вечер памяти певца и композитора Шандора. Позже записала его песню «Расскажи мне о любви», а также дуэт с Сосо «Ты и я» для проекта «Звёзды поют песни Шандора». В том же 1999 году открыла свой PR-клуб, на базе которого родилась идея создания собственной коллекции одежды.

В 2000-x годах неудачно пыталась пробовать себя в бизнесе. В 2000 году создала бренд «I-ra», а спустя два года открыла имидж-агентство «Пространство стиля». В Нью-Йорке открылся Дом моды Ирины Понаровской, с которым подписал контракт один из бродвейских театров.

В 2003 году познакомилась и начала сотрудничать с композитором Юрием Эриконой, а в конце года приняла участие в его творческом вечере, где исполнила две песни «Капли» и «Спасибо за любовь». На его песню «Спасибо за любовь» Фёдор Бондарчук снял видеоклип в марте 2004 года. Так же сейчас называется новая концертная программа певицы, с которой она успешно гастролирует. Чуть позже Понаровская приняла участие в реалити-шоу «Ты — супермодель» в качестве эксперта. Выступила хэдлайнером на концертах «Звёзды фестиваля „Новая волна“» в Америке.

Выступление на «Легендах Ретро FM» в 2008 году стало первым её концертом за предыдущие десять лет. 31 марта 2009 года была гостем ток-шоу «Пусть говорят» на Первом канале, посвящённого дню рождения Лаймы Вайкуле. 13 ноября 2010 года состоялся концерт Ирины Понаровской в развлекательном центре «Гигант-холл» на Кондратьевском проспекте в Санкт-Петербурге. 7 октября 2011 года телеканал «НТВ» представил бенефис Ирины Понаровской. 10 мая 2014 года прошёл концерт в шоу-холле «Атмосфера» в Санкт-Петербурге на Лесном проспекте.

В ноябре 2018 года дала большое интервью Андрею Малахову на шоу «Прямой эфир». В декабре того же года в эфир вышла программа «Привет, Андрей!», главной героиней которой стала Ирина. Стало известно, что певица планирует возвращение на большую сцену.

Личная жизнь

Первый муж — Клеймиц, Григорий Давидович (17 августа 1945 — 20 сентября 1998), музыкальный руководитель ВИА «Поющие гитары». Прожили в браке полтора года.

Гражданский муж — Квинихидзе Леонид Александрович (21 декабря 1937 — 13 марта 2018), советский и российский кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993). Прожили совместно три года.

Второй муж — Вейланд Родд-младший (род. 11 декабря 1946), джазовый певец и музыкант, сын актёра Вейланда Родда (старшего). Прожили в браке семь лет.

  • Сын — Энтони Вейландович Родд (род. 17 октября 1984), художник.
  • Приёмная дочь (с тёмным цветом кожи) взята из детского дома после рождения сына, через некоторое время по совместному с мужем решению возвращена в детский дом.

Третий муж (до 1997 года) — Дмитрий Юрьевич Пушкарь (род. 19 июля 1963), российский уролог и практикующий хирург, учёный, доктор медицинских наук, профессор. Главный уролог Минздрава России, главный внештатный специалист–уролог Департамента здравоохранения г. Москвы..

В 1979 году пережила клиническую смерть из-за болезни почек.

Увлекается плаванием и катанием с сыном на роликах. Пишет стихи. Содержит в Москве собственное ателье. Слывёт звездой, закрытой от прессы. Много времени ныне проводит в Эстонии, в старом доме под Нарвой.

Творчество

Фильмография

Роли в кино

  • 1976 — Меня это не касается — Регина Михайловна Корабельникова
  • 1977 — Орех Кракатук (по сказке Гофмана «Щелкунчик») — Фея времени
  • 1978 — Городская фантазия
  • 1978 — Ограбление в полночь — «Цыца», девица лёгкого поведения
  • 1982 — Трест, который лопнул — псевдо-Сара Бернар
  • 1985 — Золотая рыбка (телеспектакль) — администратор гостиницы «Золотая рыбка»
  • 1985 — Голубые города (фильм-концерт, на музыку А.Петрова)
  • 1992 — Он своё получит — Глория

Озвучивание

  • 1974 — Свадьба Кречинского — песни за Лидочку, в том числе романс «Женская доля такая» («Я только вас люблю»)
  • 1976 — Синяя птица — исполнение песен
  • 1981 — Не бойся, я с тобой — исполнение песен
  • 1981 — Пора красных яблок — исполнение песен
  • 1984 — Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные — Инна Андреевна (вокал)
  • 1987 — Питер Пэн — взрослая Венди Дарлинг (вокал)

Дискография

Участие в Песне года

Признание и награды

  • 1975 — лауреат Первой премии Международного конкурса эстрадной песни «Дрезден—1975» (ГДР);
  • 1976 — обладатель Гран-при Международного фестиваля «Сопот—1976» (Польша);
  • 1990 — представители Дома моды «Шанель» присвоили ей почётный титул Мисс Шанель Советского Союза;
  • 1993 — выпустила свой первый диск-гигант «Так проходит жизнь моя»;
  • 1997 — выпустила свой новый большой виниловый «диск-гигант» — «Женщина всегда права»;
  • 1997 — в ознаменование 25-летнего юбилея эстрадной деятельности удостоена «именной звёздной плиты» на Площади звёзд эстрады России в Москве.
  • 1998 — председатель жюри конкурса, ведущая и почётный гость Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» (Белоруссия).
  • 2019 — присвоено почётное звание заслуженный артист Российской Федерации.