Главная
Статьи





26.05.2022


26.05.2022


26.05.2022


26.05.2022


26.05.2022






Медиарынок России

23.01.2022

Медиарынок (англ. media market) — район охвата аудитории средствами массовой информации, принадлежащими той или иной компании.

Структура медиарынка

Медиарынок делится на две части — ресурсный рынок и информационный рынок.

Ресурсный рынок — необходимые составляющие производства информационного контента: финансы, материалы, различные виды информации. Редакции и компании приобретают необходимые ресурсы у организации, заводов, информацию — у информационных агентств, редакций, частных лиц.

Информационный рынок — пространство, где продукция СМИ становится товаром и участвует в процессе купли и продажи. Включает в себя:

  • Прессу (газеты, журналы, еженедельники)
  • Аудиовизуальные СМИ (ТВ, Радио)
  • Электронные СМИ (Интернет-СМИ и др.)
  • Издания информационных агентств
  • Кинодокументалистику
  • Для производства продукции СМИ функционируют также следующие рынки: издательский, материалов и бумаги, а также технический рынок. Для производства своей продукции редакциям и компаниям СМИ требуются и нематериальные — информационные — ресурсы.

    Важную роль на информационном рынке играет и закон стоимости, который во многом определяет финансовую политику редакций и компаний СМИ, регулирует цены на информацию.

    Рыночные характеристики печатной прессы — подписка и розница.

    Для традиционных печатных СМИ соотношение подписка + розница формируется специфически, в зависимости от национальных условий и традиций, оно также изменяется с течением времени. Так, многие утренние газеты США и стран Западной Европы распространяются по подписке, а полуденные (вечерние) — в розницу. Рыночными характеристиками набирающих в последние годы популярность бесплатных информационных газет (типа «Метро», см. далее) является тираж. Многие журналы реализуются преимущественно в розницу.

    Рыночные характеристики вещательных программ измеряются через зрительские рейтинги, для кино — кассовые сборы.

    Рыночные характеристики вещательных станций — частота и рейтинги.

    Различая рынки по территории, можно выделить общенациональные, региональные и местные (локальные) рынки.

    Критерии, в соответствии с которыми определяется тип рынка, для различных СМИ разнятся в зависимости от территории распространения товара (содержания) и услуги (доступ к аудитории), а также от подхода к оценке аудиторий. Например, в газетной индустрии США географический рынок часто совпадает с регионом, где тираж реализуется в розницу. Это не значит, конечно, что газету нельзя получить за пределами её географического рынка. Однако для более точного понимания географического рынка США был введён специальный термин — зона розничной торговли, позволяющий точнее представить территорию, где газетная компания ведёт свою основную деятельность. В странах Северной Европы, где тираж распространяется главным образом по подписке, географическим рынком выступает та территория, на которой проживают подписчики газеты.

    Медиарынок России

    Медиарынок в России начал своё зарождение в 90-х годах, становясь самостоятельной отраслью экономики. Российский медиарынок по объёмам является одним из самых больших в Европе.

    В частности, в 2012 году общий объём рекламного рынка (без наружной рекламы) составил примерно 260 млрд руб., или 8,5 млрд долл., а уже в 2013 году общий рост составил 11,5 % по отношению к аналогичному периоду 2012 года, а общий итог трёх кварталов составил примерно 200 млрд руб., или почти 7 млрд долл.:

    · телевидение— 108 млрд руб.;

    · Интернет — 48,8 млрд руб.;

    · печатные СМИ — 26,5 млрд руб.;

    · радио — 11 млрд руб.;

    · прочие медиа — 2,9 млрд руб.

    Россия находится в рамках общемировых тенденции: безоговорочным лидером медиарынка является телевидение, которое постепенно сдаёт позиции Интернету, а прочие виды медиаактивов постепенно теряют свою привлекательность и также смещаются в Интернет.

    Участие государства в функционировании медиарынка не ограничивается только задачами регулятора или собственника ряда медиакомпаний. Государство является одним из крупнейших на рынке заказчиков (особенно заметно это для кинорынка), а также оказывает адресную поддержку медиакомпаниям в виде прямого субсидирования или же в виде грантов на создание медиаконтента (телепрограмм, циклов статей и тому подобного), имеющего социальную и культурную значимость.

    Основные участники российского медиарынка

    «Всероссийская государственная телерадиокомпания» — государственный медиахолдинг, наследник второго канала советского телевидения
    • телеканал «Россия-1» (мультиформатный телеканал);
    • телеканал «Россия-2» (спортивный телеканал);
    • телеканал «Россия-К» (культурологический телеканал);
    • телеканал «Вести-24» (круглосуточный новостной телеканал);
    • телеканал «Карусель» (детский телеканал);
    • телеканал «Спорт» (платный спортивный телеканал);
    • радиостанция «Радио России» (мультиформатная радиостанция);
    • радиостанция «Маяк» (разговорно-развлекательная радиостанция);
    • радиостанция «Вести ФМ» (информационная радиостанция);
    • интернет-портал Вести.ру (новостной интернет-портал);
    • региональные телерадиокомпании в каждом субъекте Российской Федерации.
    «Первый канал» — государственная телекомпания
    • телеканал «Первый канал»;
    • телекомпания «Первый канал. Всемирная сеть» (телекомпания, осуществляющая вещание телеканала «Первый канал» на зарубежные страны).
    «Национальная Медиа Группа» —частный медиахолдинг, не имеет выраженного контролирующего акционера.
    • телеканал «Пятый канал» (мультиформатный телеканал, длительное время являвшийся региональным телевидением Санкт-Петербурга);
    • телеканал «РЕН ТВ»(мультиформатный телеканал);
    • по 25 % акций телекомпаний «Первый канал» и «СТС Медиа»
    • газета «Известия» (общественно-политическая и деловая газета);
    • газета «Жизнь» (таблоид);
    • радиостанция «Русская служба новостей» (новостная радиостанция);
    • большое количество специализированных печатных изданий и интернет-порталов.
    «Газпром-Медиа Холдинг» — медиахолдинг, принадлежащий компании «Газпром» (собственником которого является государство)
    • телеканал «НТВ» (мультиформатный телеканал, ранее — новостной телеканал);
    • телеканал «ТНТ» (развлекательный телеканал);
    • компания «НТВ-Плюс» (система спутникового телевидения);
    • радиостанция «ЭхоМосквы» (новостная и разговорная радиостанция);
    • радиостанция ComedyRadio (юмористическая радиостанция);
    • радиостанция RelaxFM (музыкальная радиостанция);
    • издательский дом «Семь дней» (ряд изданий новостного и развлекательного характера);
    • видеохостинг RuTube.
    ProfMediaBusinessSolutions — частный медиахолдинг, принадлежит «Группе „Интеррос“.
    • телеканал „ТВ3“ (развлекательный телеканал);
    • Телеканал „2×2“ (мультипликационный телеканал);
    • телеканал „Пятница!“ (развлекательный телеканал);
    • интернет-портал Рамблер (поисковая система и медийный интернет-портал);
    • интернет-портал Lenta.ru (новостной интернет-портал);
    • кинокомпания „Централ Партнершип“;
    • радиостанция „Авторадио“ (музыкальная радиостанция, ориентированная на автомобилистов);
    • радиостанция „Юмор FM“ (юмористическая радиостанция);
    • издательский дом „Афиша“ (ряд изданий развлекательного характера).

    „РБК“ — частный медиахолдинг, принадлежит группе „Онэксим“.

    • телеканал „РБК-ТВ“ (телеканал деловых новостей);
    • интернет-портал RBC.ru (деловой и новостной интернет-портал);
    • интернет-портал Autonews.ru (автомобильный интернет-портал);
    • газета „РБК Daily“ (ежедневная деловая газета);
    • журнал и интернет-портал CNews (новости высоких технологий);
    • издательский дом „Салон-пресс“ (интерьерная пресса).

    „Коммерсант“ — частный медиахолдинг, принадлежит Алишеру Усманову

    • газета „Коммерсантъ“ (ежедневная деловая газета);
    • журнал „Деньги“ (журнал о бизнесе и финансах);
    • журнал „Власть“ (общественно-политический журнал);
    • журнал „Автопилот“ (автомобильный журнал);
    • журнал „Секрет фирмы“ (журнал о бизнесе);
    • радиостанция „Коммерсантъ FM“ (информационная радиостанция).

    „СТС Медиа“ —частный медиахолдинг, принадлежит „Национальной Медиа Группе“.

    • телеканал „СТС“ (развлекательный телеканал);
    • телеканал „Домашний“ (развлекательный телеканал);
    • телеканал „Че“ (развлекательный телеканал)
    • телеканал CTC Love (развлекательный телеканал).
    Информационные агентства

    ИТАР-ТАСС

    РИА „Новости“

    „Интерфакс“

    Интернет-медиарынок в России

    Почти все крупные медиакомпании России представлены в интернете. Одна из крупнейших медиакомпаниий на рынке — „Яндекс“, с оборотом 28,8 млрд; свои медиаактивы имеют РБК, „Национальная Медиа Группа“, ProfMediaBusinessSolutions и государственный холдинг „ВГТРК“.

    В 2016 году Mail.Ru Group впервые опередила „Яндекс“ в рейтинге Forbes. Тогда журнал оценил Mail.Ru Group в $4,7 млрд, а „Яндекс“ — в $4,3 млрд.

    Критика

    Российский медиарынок подвергается критике за большое влияние государства на эту сферу: принадлежащие государству медиаактивы очень велики, также существует множество ограничивающих деятельность медиахолдингов законов. (см. „СТС Медиа“ думает о продаже бизнеса из-за закона о СМИ»)

    Практически весь рынок ТВ принадлежит именно сегменту федеральных каналов.

    Недостаточная развитость местного ТВ, превалирующая роль центральных телеканалов, недостаточная поддержка локальных медиакомпаний (см. «Закрытие телеканала „ТВ-2“ в Томске»)