«Шерп» — вездеход-амфибия на шинах сверхнизкого давления.
Своё название вездеход получил в честь непальских горных проводников, сопровождающих альпинистов на труднодоступных маршрутах в Гималаях, известных своей выносливостью в горах.
Вездеход выпускается в нескольких модификациях, отличающихся габаритами, размером и количеством колёс, а также, различными дополнительными опциями.
«Шерп» предназначен для передвижения по бездорожью всех типов, включая песок, снег, лёд, болото, каменные россыпи (курумник), бурелом.
История создания
В основе вездехода «Шерп» лежит конструкция, разработанная конце 2000-х изобретателем-самодельщиком Алексеем Гарагашьяном из Санкт-Петербурга. Один из его вездеходов купил украинский предприниматель Владимир Школьник. Увидев перспективу продаж, Школьник создал производство вездеходов. В 2012 году для доработки концепции до промышленного изделия он создал конструкторское бюро в Киеве. Предполагая основной сбыт в России, в 2014 году организовал производство в Санкт-Петербурге.
В 2014 году учреждено ООО «Шерп», серийный выпуск снегоболотоходов начат в 2015 году. В том же году «Шерп» был представлен на прошедшей в Москве выставке кроссоверов и внедорожников Moscow Off-Road Show 2015. В феврале 2016 года «Шерп» появляется в шоу Top Gear. Видео с испытаний снегоболотохода стало вирусным, набрало более пяти миллионов просмотров и заинтересовало западные СМИ.
Внезапная популярность машины и напряженность в международных отношениях заставили организовать второе производство «Шерпа» в Киеве. Согласно выводу Киевской торгово-промышленной палаты, за первые 10 месяцев 2018 года киевская площадка произвела 89 машин, численность рабочих 122 человека. Произведённые в России вездеходы в основном реализуются на внутреннем рынке России и стран СНГ, произведённые в Киеве вездеходы идут на экспорт по всему миру. В августе 2020г. появилась информация о возможном закрытии украинского производства «Шерп» и переносе его в одну из европейских стран.
Вездеходы «Шерп» использует МЧС России, ГСЧС Украины и МЧС Беларуси, ПАО «Газпром», структуры ООН, они поставляются в США, Канаду, Индию и ряд других стран.
Особенности конструкции
Главными особенностями конструкции вездеходов «Шерп» являются уникальные бескамерные шины сверхнизкого давления и пневмоциркуляционная подвеска, разработанная А. Гарагашьяном. Все шины вездехода связаны друг с другом воздушными каналами с изменяемым сечением, которое можно регулировать в широком диапазоне (вплоть до герметичного закрытия). Регулировка осуществляется из кабины вездехода. К примеру, при наезде одного колеса на препятствие система равномерно распределит давление по другим колёсам, заметно повышая возможность первого к деформированию. Конструкция шин и подвески защищена патентами.
Первые «Шерпы» имели стальной несущий кузов. В 2017 г. была выпущена новая модель вездехода, получившая название «Шерп Про», с однообъёмным алюминиевым кузовом. В 2019 г. вышла обновлённая модель «Шерпа Про» — «Шерп Макс». Главное её отличие — увеличенный кузов с откидной передней дверцей, расположенной по центру. Также в 2019г. была анонсирована модель в кузове пикап.
-
«Шерп» первого поколения
-
«Шерп Про» получил алюминиевый кузов и обзавелся люком
-
«Шерп Макс» имеет переднюю дверцу, распложенную по центру и симметричные фары
Для управления «Шерп» оборудуется двумя педалями и двумя рычагами, а также набором приборов контроля. Помимо снега, грязи и болот, вездеход может преодолевать преграды высотой до 100 см. На плаву «Шерп» держится за счёт водоизмещения колёс и герметичности кузова. При движении по воде протектор выполняет роль гребных лопаток.
Машина имеет способность подниматься из воды на лёд. В дисках колёс машины могут монтироваться четыре дополнительных топливных бака ёмкостью по 55 литров.
Модификации
В настоящее время выпускаются 3 модели: «Шерп Макс», «Шерп N» и «Шерп 10».
Также выпускается специально разработанный для «Шерпа» прицеп.
«Шерп» с фирменным прицепомГалерея
-
«Шерп» имеет среднемоторную компоновку, решётки радиаторов расположены по бокам
-
«Шерп» на плаву
-
Посадка водителя осуществляется через переднюю дверцу, которая откидывается вниз. Лобовое стекло поднимается кверху.
-
«Шерп N» – модификация на увеличенных колесах с большим объемом кузова
-
«Шерп N» на плаву
-
Вид сзади
-
«Шерп 10» с грузовой платформой
-
«Шерп 10» обладает шарнирно-сочленённой рамой, благодаря которой, передняя секция может подниматься на двух колесах, что помогает преодолевать препятствие высотой до 1,5 м.
Похожие конструкции
Общая концепция Шерпа (лёгкий вездеход с короткой базой, огромными колёсами на шинах низкого давления с жёстким креплением бортоповоротных колёс к кузову) оказалась популярна, с некоторыми вариациями похожие вездеходы изготавливаются многими компаниями. Например:
- Вездеход АГ20 — новый вездеход Алексея Гарагашьяна.
- Вездеход BigBo
- Вездеход Taifun
- Вездеход Шторм
- Вездеход Феникс
- Вездеход Север (производство в г. Северодвинск)
- Вездеход Боровичок (Triumph)
- Вездеход Сталкер интересен применением гидрообъемной трансмиссии
- Вездеход Шатун, отличается от Шерпа шарнирной рамой.
- Вездеход LANDER
- Вездеход Tracker
- Вездеход FAT truck
- Вездеход Лесник-Турист
- Вездеход Atlas ATV, выделяется возможностью поворота всех четырех колес.
- Вездеход Thor
- Вездеход KHAN Electro — первый электрический вездеход. Сочетает возможность поворота шарнирной рамой и с помощью бортоповорота.
- Вездеход 10 на 10 Патент на полезную модель РФ № 194419