Волжский — посёлок городского типа в Красноярском районе Самарской области. Образует муниципальное образование городское поселение Волжский как единственный населённый пункт в его составе.
Население — 7949 чел. (2021).
География
Посёлок расположен на правом берегу реки Сок в месте впадения её в Волгу. На юго-западе от него расположена гора-останец Царёв курган. Река Сок отделяет Царёв курган и Волжский от Сокольих гор, а Волга — от Жигулёвских гор.
Расстояние между посёлком и Красноглинским районом города Самары около 2 км, что обуславливает значительное экономическое и культурное тяготение.
Название
До революции, село называлось Царевщина. Это название связывается с переселенцами из одноименного села Царевщина Пензенского уезда. Кроме того, в названии селения отразился титул владельцев — касимовских царей (ханов) и царевичей. Это название распространено до сих пор.
Также существовало наименование Царёвокурганская слобода — по названию горы Царёв курган. В официальных документах, иногда встречается именование села Рождественское, по названию церкви в селе.
В 1961 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Большая Царевщина отнесено к категории рабочих поселков, с присвоением наименования — рабочий поселок Волжский.
История
Село Царевщина было основано в 1702 году.
В разное время в XVIII веке селом владели цари, богатейший боярский род Долгоруких (Долгоруковых), дворяне Панчулидзе, Дашковы, при содействии которых и была построена церковь.
В 1780 году, при создании Симбирского наместничества, село Рожественское Царевщина тож, при ключе Курумыче, помещичьих крестьян, из Ставропольского уезда вошло в состав Самарского уезда.
В XIX веке село Царевщина (Большая Царевщина) — село Самарского уезда, до 1851 года в составе Симбирской губернии.
В 1905 году село являлось столицей Старобуянской республики.
Царевщину и Царёв курган посещали Пётр I, Иван Грозный и В. И. Ленин.
Население
Структура посёлка
Посёлок состоит из двух частей: нижняя часть, недалеко от церкви, и верхняя часть, именуемая Жилгородок или же просто «Жилка». Застройка первой характеризуется наличием сплошного массива частного сектора, в Жилгородке преобладает высотная застройка, ведётся активное строительство.
С начала 2000-х годов основным направлением развития посёлка вширь стало западное направление: комплексы коттеджных посёлков слились единым массивом между собой и с посёлком Волжский, значительно увеличив суммарное население посёлка.
Экономика
Работает «Опытно-Экспериментальный завод».
В центре посёлка функционирует продуктовый магазин, и также рынок стройматериалов.
Неподалёку от района Жилгородок находится гостиничный комплекс «Усадьба в Царевщине». В Жилгородке работает супермаркет красноглинской продуктовой сети «Элит», а также в марте 2016 года был открыт магазин федеральной сети «Красное и Белое».
25 ноября 2006 года на улице М. Горького 1а открылась аптека «Вита» в формате самообслуживания. В соседнем здании открылся магазин «Магнит». В 2010 году был открыт магазин «Пятёрочка» (в центре поселка — напротив храма).
Транспорт
Хорошая транспортная доступность обеспечивается автотрассой Самара—Тольятти и дорогой до посёлка Берёза. До ближайших спальных районов Самары можно добраться на автомобиле за 30 минут, общественным транспортом — за 40-50 минут, до Комсомольского района Тольятти за 35-50 минут. В аэропорт «Курумоч» можно добраться за 20 минут на общественном транспорте.
Через посёлок ходят следующие маршруты общественного транспорта Самары:
- автобусы — 78, 79;
- микроавтобусы — 113, 389, 392, 406, 447;
В посёлке расположена платформа Куйбышевской железной дороги 151 км.
В 2011 году закончено строительство крупной автотранспортной развязки, находящейся непосредственно на территории посёлка, позволившей улучшить экологическое состояние в районе, а также оптимизировать транспортный поток на направлениях Самара—Тольятти, Самара—аэропорт «Курумоч» и посёлок Берёза.
Достопримечательности
У подножия Царёва Кургана находится церковь Рождества Христова (1833), являющаяся памятником провинциального классицизма. Архитектор, построивший церковь, до настоящего времени не установлен (многие специалисты приписывают авторство М.П. Коринфскому), но известна заказчица постройки - помещица Е.В. Дашкова, владевшая землями в Царевщине. . У стен церкви похоронен декабрист Алексей Васильевич Веденяпин (1804—1847).
Царёв Курган
Гора-останец естественного происхождения. Протяженность кургана с севера на юг составляет 400 м, а с запада на восток — 200 м, площадь основания около 7 га. Является памятником природы регионального значения.
Геологическое строение: останец сложен карбонатными породами каменноугольной системы. Ранее имевшиеся на вершине отложения пермской системы полностью срезаны при карьерной разработке в XIX—XX вв. Останец является одним из эталонных обнажений верхнего отдела каменноугольной системы.
Известняки, из которых сложен курган, использовались для строительства Сызранского железнодорожного моста и Куйбышевской ГЭС. Добыча осуществлялась открытым способом — в карьере. В результате разработок максимальная высота кургана снизилась с первоначальных 115 метров над уровнем моря до современных 100, а основная часть выработки рекультивирована с использованием отвалов близлежащего Сокского карьера.
С западной стороны Царёва кургана бьют родники, питающие реку Курумоч, впадающую в р. Сок возле её устья. Около одного из источников, чья вода считается святой, расположен православный храм Рождества Христова.
С курганом связано множество легенд. По одной из них, Пётр Первый, в ходе Азовского похода, посетил это место и собственноручно поставил крест на вершине кургана. В связи с этим курган получил своё название. Сейчас на кургане также установлен памятный крест.
Другая легенда связывает название «Царёв курган» с именем Тимура (Тамерлана), который в течение 26 дней пировал у подножья кургана, отмечая победу над Тохтамышем в 1391 году в битве на Кондурче. Утверждается, что верх кургана был обтянут золотой парчой, а в центре стоял шатёр Тамерлана.
Происхождение названия
Название «Царёв Курган» происходит от древнетюркского «Сары Тау» («Жёлтая гора»): слово «тау» на русский язык перевели как «курган» (за сходство формы горы с формой могильных курганов), а эпитет «сары» (которое гора получила за жёлтый цвет слагающих её пород) заменили на схожее с ним по звучанию слово «царёв» (отсюда и берут начало связанные с горой легенды).