Главная
Статьи





28.05.2022


28.05.2022


28.05.2022


28.05.2022


28.05.2022






Турбулентность ясного неба

23.01.2022

Турбулентность ясного неба (ТЯН) (турбулентность в ясном небе, жаргонизм в речи пилотов — «болтанка в чистом небе», в метеорологической документации — англ. Clear-air turbulence) — один из основных видов атмосферной турбулентности в авиации.

Описание

Турбулентность ясного неба, в отличие от других видов атмосферной турбулентности, не сопровождается значительной облачностью, а наблюдается при ясном небе или небольшом количестве облаков верхнего яруса, при этом явные признаки турбулентности отсутствуют, поэтому её очень сложно обнаружить заранее — как визуально, так и с помощью радара.

Прогноз ТЯН

Прогноз турбулентности ясного неба очень важен, так как ТЯН, как и любая другая атмосферная турбулентность, оказывает сильное, а иногда и катастрофическое воздействие на летательные аппараты. Такой прогноз затруднён по причине перемежаемости, резкой локализации в окружающем потоке, большой изменчивости размеров и продолжительности жизни явления. Эти особенности затрудняют не только прогноз, но и само исследование данного вида турбулентности. Ввиду отсутствия возможности визуально либо с помощью радара наблюдать турбулентность ясного неба непосредственно, её прогноз сводится к обнаружению косвенных признаков повышенной вероятности наличия зон турбулентности.

Случаи попадания самолётов в зоны ТЯН в российской авиации стали фиксироваться начиная со второй половины 1950-х годов, подробно изучаться проблематика ТЯН в СССР стала с 1960-х годов.

Происшествия

  • 17 марта 1960 года турбовинтовой пассажирский самолёт Lockheed L-188 Electra потерпел катастрофу под городом Каннелтоном. Как установила комиссия, одной из причин катастрофы была сильная турбулентность ясного неба. Изначально прогнозы погоды в регионе исключали вероятность турбулентности ясного неба.
  • Гибель Боинга 707 на горе Фудзи в Японии, случившаяся 5 марта 1966 года. ТЯН вблизи горы была настолько сильной, что превысила допустимые нагрузки на конструкции самолёта, и он разрушился в воздухе при абсолютно ясной погоде.
  • 6 августа 1966 года авиалайнер BAC 1-11 авиакомпании Braniff International Airways при попытке обойти грозовой фронт попал в зону турбулентности ясного неба и потерпел катастрофу в небе над штатом Небраска, США.
  • 2 декабря 1968 года самолёт Fairchild F-27B авиакомпании Wien Consolidated Airlines потерпел катастрофу на Аляске, возможно, из-за турбулентности ясного неба. С сильной турбулентностью ясного неба в районе катастрофы столкнулись и другие самолёты, в том числе участвовавшие в поисковой операции.
  • 12 ноября 2001 года Airbus A300 потерпел катастрофу из-за турбулентности при ясном небе, возникшей из-за спутного следа другого самолёта.
  • 1 мая 2017 года Boeing 777 авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии», совершая рейс SU270 из Москвы в Бангкок (Таиланд), попал в зону ТЯН, пострадало 27 человек.