Главная
Статьи





21.05.2022


21.05.2022


21.05.2022


21.05.2022


20.05.2022






Костёл Святого Михаила Архангела (Сморгонь)

13.05.2022

Костёл Святого Михаила Архангела (белор. Касцёл Святога Міхаіла Арханёла, польск. Kościół Świętego Michała Archanioła) — католический храм в городе Сморгонь Гродненской области Белоруссии. Построен предположительно в 1606—1612 годах на средства Криштофа Зеновича как кальвинский сбор, в 1621 году передан католикам. В 1866—1918 годах использовался как православная церковь. В годы Первой мировой войны частично разрушен.

Памятник архитектуры эпохи Ренессанса с элементами оборонительного зодчества. Внесён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как ценность категории «2» — объекты историко-культурного наследства республиканского значения. Костёл является главным храмом Сморгонского деканата Гродненской епархии.

История

Сведения о времени и месте строительства храма в Сморгони противоречивые. В некоторых публикациях указывается, что он построен в 1503—1505 годах на средства Юрия Ивановича Зеновича как костёл, а в середине XVI века переделан под кальвинский сбор, в других — что изначально строился как кальвинский храм в 1553—1555 годах Юрием Николаевичем Зеновичем, иногда указываются 1558 и 1583 годы. Однако наиболее вероятно, что культовое строение, которое сохранилась до наших дней, было возведено, возможно на месте деревянного кальвинского храма 1555 года, в 1606—1612 годах Криштофом Зеновичем. Об этом свидетельствует характер постройки и тот факт, что большинство каменных кальвинских сборов на территории Великого княжества Литовского были построены именно в этот период. Ксёндз Ян Курчевский в своей публикации 1907 года «Католический костёл в Сморгони» писал:

«В 1611 году Криштоф Юрьевич Зенович, воевода брестский, кальвинист, основал в Сморгони над прудом, на плейбанийной земле, каменный кальвинский собор…».

Сын Кристофа Зеновича, Николай Богуслав, перешёл в католичество, и после его смерти в 1621 году сморгонский храм был передан католикам его сестрой Софьей.

В 1655 году костёл был разрушен войсками царя Алексея Михайловича, но быстро восстановлен.

За 1689 год:в инвентаре Сморгони есть такая запись «…по этой улице (Дворной) на углу, со стороны пруда у дороги находиться каменный костел Святой Троицы с куполом, звонарней и кладбищем, обнесенным каменной стеной…».

В 1858 году костёл был отреставрирован — внутри костёл был украшен фресками, выполненными известным художником из Галиции Илаповичем, построено ограждение, ворота. Описание костёла того времени оставил Владислав Сырокомля:

«Костёл размещён над красивым прудом около помещицкой усадьбы. Над костёлом высоко в небо возносится куполоподобная башня с козырьком, на которой были новые часы. Два круглых сооружения возле главной башни делают строение похожим на военное укрепление».

Михайловская церковь, 1916 год

После поражения восстания 1863—1864 годов католические костёлы повсеместно закрывались российскими властями.

В 1866 году сморгонский костёл Святой Троицы перестраивается под православную Михайловскую церковь — была ликвидирована костёльная отделка, забелены фрески, установлена шатровая крыша с маковкой в русском стиле.

В годы Первой мировой войны храм был сильно повреждён, частично разрушен.

В 1921—1926 годах храм восстанавливался уже как католический костёл. Купол расписывал белорусский художник Пётр Сергиевич.

В 1947 году костёл был закрыт советскими властями, использовался как склад и магазин.

В начале 1970-х, по инициативе местных властей и Министерства культуры БССР, реставрирован (архитекторы В. Сахно, П. Седляров, С. Друщиц), и до конца 1980-х здесь размещался выставочный зал.

В 1990 году храм передан католической общине.

Архитектура

Храм был построен в соответствии со скромными требованиями кальвинистского богослужения, без выделения алтарной части. В плане представляет собой слегка вытянутый по продольной оси восьмигранник, к которому со стороны главного фасада примыкает многоярусная башня-колокольня (сохранилось 2 яруса), завершённая низким шатром на восьмигранном барабане. С северной стороны пристроена небольшая сакристия.

Внутреннее пространство основного объёма представляет собой круглый зал, перекрытый сферичным, расписанным фресками куполом. Снаружи его основание замаскировано аттиком, декорированным лопатками и спаренными полуциркульными нишами с гирьками, изнутри отделено от стен небольшим карнизом на дентикулах. Стены строения толщиной до 3,5 метров сложены чередованием трёх рядов красного и жёлтого кирпича и одного ряда камней, прорезаны высокими полуциркульными оконными проёмами. Плоскости стен раскрапованы многочисленными арочными нишами-голосниками.

Вход в храм через квадратный в плане нижний ярус башни-колокольни, над притвором — хоры, перекрытые крестовым сводом. На верхнем ярусе — звонница. В месте соединения колокольни и основного объёма, справа от входа, пристроена цилиндрическая башенка с витой лестницей, которая ведёт на хоры и звонницу. Есть основания считать, что сбор имел ещё одну круглую башенку с северной стороны колокольни, и его входная часть первоначально имела симметричную композицию.

Католический центр

В 1995 году католической общине было передано расположенное рядом с костёлом трёхэтажное строение, которое долгое время служило районным Домом культуры. Здание было построено в 1937—1939 годах на пожертвования прихожан из кирпичей разрушенного в годы Первой мировой войны второго сморгонского костёла, как католический Народный дом (польск. Dom Ludowy), но в 1940 году экспроприировано советскими властями. В конце 1990-х годов здание было коренным образом перестроено по проекту архитектора Базевича, и в нём разместился Христианский образовательный центр имени Иоанна Боско при костёле св. Михаила Архангела.

Галерея