Главная
Статьи





06.10.2022


06.10.2022


06.10.2022


06.10.2022


05.10.2022






Летающий танк

12.06.2022

Летающий танк — экспериментальная разновидность техники, представляющая собой гибрид танка и планёра и гипотетически пригодная для поддержки пехоты. В разных проектах конструкция летающего танка предполагала его некое присоединение к планеру (в том числе и буксировку) и переноску его в подобном положении на поле боя.

Применение

Воздушно-десантные войска в первой половине XX века могли десантироваться на поле боя с помощью парашютов, спрыгивая с борта транспортного самолёта (в том числе бомбардировщика) или планера. Военные самолёты могли доставлять в помощь пехоте тяжёлое вооружение от артиллерии до лёгкой бронетехники, сбрасывая её на парашюте или доставляя на военных планёрах. Проблема при сбросе техники заключалась в том, что экипаж и собственно техника сбрасывались по отдельно, поэтому могли либо вступить поздно в бой, либо не вступить вообще. Планеры могли доставить технику и экипаж в зону для высадки, а также уменьшить видимость буксируемого самолёта, которому не следовало появляться на поле боя. Гипотетически в качестве варианта доставки техники рассматривался перелёт планера с танком на борту, а после приземления с этого образца техники снимали крылья планера, и танк вступал в бой в течение ближайших минут.

Развитие

США

Американский конструктор танков Джон Уолтер Кристи был одним из немногих американских инженеров, которые в 1930-е годы занимались исследованиями в области летающих танков. Позже для десантирования был разработан специальный аэромобильный танк M22 Локаст.

СССР

Эксперименты с летающей бронетехникой были наиболее масштабными в СССР. Пока в СССР только закладывали основу для производства шёлка, необходимого для парашютов, РККА занимались изучением вопросов десантирования солдат без парашютов, но с планёров (в том числе в холодное время года). Так, в ОКБ ВВС РККА авиаконструктор П. И. Гроховский занимался разработкой двухместного бронеавтомобиля на воздушной подушке и танка на воздушной подушке, которые в итоге дальнейшего развития не получили. Среди других проектов Гроховского были различные планеры и десантные самолёты, способные доставлять войска на поле боя, которые назывались «авиабусами». Одним из таких был авиабус Г-45 на базе бомбардировщика ТБ-1: состоялось пять сбросов, из которых при четвёртом были сброшены Гроховский и его заместитель И.В.Титов, чьё приземление оказалось не очень мягким, и в итоге проект Г-45 продолжения не получил. 2 декабря 1931 года М.Н.Тухачевский распорядился запустить в серийное производство модификацию под названием Г-45А, однако на испытаниях 1932 года самолёт был разбит при первом же сбросе и более не испытывался.

Дальнейшие разработки велись на основе танкеток Т-27 и лёгких танков Т-37, которые изначально доставляли с помощью бомбардировщиков ТБ-3, а также плавающего танка Т-40. Среди проектов фигурировал МАС-1 (ЛТ-1), не вышедший дальше уровня макета. В 1941 году в разгар Великой Отечественной войны началась разработка летающего танка А-40 на базе Т-60, однако испытания завершились не совсем удачно — мощности двигателей ТБ-3 не хватало для перелёта с танком на требуемой скорости в 160 км/ч (максимально возможная скорость составляла всего 130 км/ч).

Япония

В Японии велись эксперименты с 1943 года над летающим танком номер 3 типа «Со-Ра» или «Ку-Ро» для нужд парашютистов Императорской армии Японии. У этого танка были съёмные крылья, но он сам мог быть отбуксирован тяжёлыми планерами типа Kokusai Ku-7 или Kokusai Ku-8, а также тяжёлыми бомбардировщиками типа Mitsubishi Ki-21. Разработки в этой области дальше не продвинулись, хотя в 1944 году на Филиппины были переброшены планёры для буксировки танков. Ещё одним проектом был летающий танк типа Maeda Ku-6, также не вышедший дальше стадии экспериментов.

Великобритания

В 1941 году Лесли Эверетт Бэйнс разработал проект бесхвостного планера Carrier Wing Glider, способного лететь на высоте до 3 км и нести танк. Испытывалась упрощённая версия Baynes Bat. Несмотря на успешные испытания, работа над подобными летающими танками в Великобритании не получила продолжения: в стране были разработаны планеры Airspeed Horsa и General Aircraft Hamilcar для доставки джипов и лёгких танков (в том числе специальных аэромобильных типа Mk VII Tetrarch).

После войны

После войны СССР развивал дальше методы доставки техники на поле боя, но занимался именно её сбросом на парашютах с больших десантных самолётов, чтобы обеспечить поддержку воздушно-десантным войскам. В середине 1970-х годов состоялось первое десантирование БМД-1 с экипажем внутри с помощью парашюта и ретроракеты.

В культуре

Различные образцы техники, способные передвигаться по земле и взлетать, позже встречались в компьютерных играх и были чаще представлены в качестве «трансформирующейся» техники.