Главная
Статьи





06.10.2022


06.10.2022


06.10.2022


06.10.2022


05.10.2022






Панков, Константин Алексеевич

14.06.2022

Константин Алексеевич Панков (1910, д. Щекурья — сентябрь 1941) — советский, мансийский и первый ненецкий художник. Считается создателем «северного изобразительного искусства». Стал известен благодаря его биографу Геннадию Гору.

Биография

Константин Панков родился на Крайнем Севере в семье охотника. Его отец был ненцем, а мать манси. С детства рисовал пейзажи, хотя никогда не видел картины.

Поступил в Институт народов Севера в Ленинграде. Художественной студией института в то время руководили А. Успенский и Л. Месс. Они в полной мере осознали, насколько сложным и необычным был пройденный их талантливым учеником путь, только два года назад бывшим первобытным охотником. Панков и его товарищи по студии понятия не имели о давних традициях западного и русского искусства до самого приезда в Ленинград, просто потому что они никогда не видели картин. Может быть, Панкова следовало первым делом отправить на экскурсию в Эрмитаж и Русский музей и показать шедевры Рембрандта и Рубенса или Брюллова и Александра Иванова. Но Успенский и Месс не хотели торопить события, поскольку Панков никогда не видел даже фотографий, за исключением портретов в институте.

Как только началась Великая Отечественная война, Константин Панков был призван Смольнинским райвоенкоматом Ленинграда в ряды Красной Армии. Воевал в Ленинграде, был звукоулавливателем-слухачом в 4-й роте прожекторного батальона 194-го зенитного артполка. В сентябре 1941 года пропал без вести.

Творчество

В работах Панкова очевидны отличия традиций «анонимного» искусства, фольклора, от современного визуального искусства.

Панков уникален в своем роде, потому что он, родившись охотником, сохранил народные представления о жизни и непосредственность тайги с современной техникой живописи и безупречным чувством цвета и композиции. Высокие эстетические качества картин молодого художника, их особый характер не могли, конечно, остаться незамеченными. Картины Панкова и его товарищей по студии были неоднократно напечатаны во многих журналах в тридцатые годы. Они украсили Павильон Крайнего Севера на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и советский павильон на Парижской выставке 1937 года. Тысячи и тысячи парижан при посещении советского павильона были глубоко впечатлены искусством малочисленных национальностей Советского Крайнего Севера, которым Октябрьская революция дала новую жизнь. Жюри выставки оценило работы художников Крайнего Севера, в частности, Панкова, который был удостоен Гран-при и золотыми медалями. Почетный диплом выставки, которым был награждён Институт народов Севера, хранится в Ленинградском музее Арктики.

Всего семь лет Панков работал профессиональным художником. Только считанное количество работ сохранились до наших дней; они хранятся сегодня в Ленинградском музее Арктики, отдельные работы в Тюменском музее изобразительных искусств, остальные — в частных коллекциях по всему свету.

По словам Геннадия Гора,

«картины Панкова — это размышление о своей земле с точки зрения цвета. На Крайнем Севере самолеты и самоходные сани можно увидеть рядом с санями, запряженными оленями. Даже в наши дни книги и телевизоры сосуществуют там с фольклором прошлых времен. Жизнь Панкова читается, как сказка. В молодости он катался на лыжах по родной тайге с песней на устах. Затем песня приняла форму картины, и таким образом претерпев метаморфозу, достигла Ленинграда, и Москвы, и Парижа».