Главная
Статьи





08.11.2022


07.11.2022


07.11.2022


07.11.2022


06.11.2022






Сэфсэри

31.07.2022

Сэфсэри, сафсери (араб. سفساري), — тунисское женское покрывало белого или светло-жёлтого цвета, надеваемое на голову женщинами на время нахождения вне дома. В широком смысле представляет собой разновидность магрибского женского покрывала. При ходьбе сэфсэри нужно держать руками, что требует навыка. Нередко считается, что в XXI веке сэфсэри либо совсем исчезли, либо что их носят только пожилые женщины, однако их популярность сильно возросла после революции 2011 года.

До получения независимости

Исторически сэфсэри окутывал женщину от кончиков пальцев до макушки. За XX век длина сэфсэри сократилась от 4,5 до 2,2 м, ширина осталась около 1,8 м.

В доколониальные и колониальные времена сэфсэри носили богатые горожанки Туниса, не занятые сельским хозяйством, при этом параллельно существовало множество других женских покрывал — региональных, сезонных и так далее — многие из которых к последней трети XX века перестали использоваться в повседневном ношении вне дома. Помимо мусульманок сэфсэри надевали и иудейки. Имелись региональные отличия в подвязывании и ношении сэфсэри.

В колониальный период сэфсэри, с одной стороны, использовались для «сокрытия» тунисок от французских глаз, с другой, активистки женского движения выступали против его ношения как пережитка прошлого, а с третьей — интеллектуалы-националисты заявляли, что покрывало нельзя приносить в жертву вестернизации Туниса.

1920-е годы стали временем дебатов о статусе покрывала: в 1924 году незамужняя швея Манубия Уэртани публично сняла головное покрывало во время выступления на социалистическом мероприятии. В 1929 году были проведены открытые дебаты по вопросу практики покрывания головы в Тунисе, на которых феминистка-социалистка Хабиба Меншари также публично сняла своё сэфсэри, после чего будущий премьер-министр Туниса Хабиб Бургиба опубликовал статью, в которой назвал покрывало маркером национальной идентичности и раскритиковал поступок Меншари. Сэфсэри оставался символом тунисской идентичности в 1930—1950-х годах, во время борьбы за независимость.

В независимом Тунисе

После получения Тунисом независимости Бургиба изменил свою позицию в отношении покрывал ввиду желания увеличить численность работающих женщин, и начал кампанию по сниманию сэфсэри с тунисок. Он встречался с тунисскими женщинами в присутствии операторов и фотографов, после чего снимал с них покрывало; записи и фотографии этих встреч широко циркулировали в СМИ. Отношение к снятию покрывал в обществе было неоднозначным: сэфсэри символизировали богатство и высокий социальный статус, из-за чего многие женщины не хотели с ним расставаться.

Власти продолжали, с одной стороны, популяризировать сэфсэри как элемент тунисского национального костюма и использовали его для противостояния исламистским политическим силам, призывавшим к ношению хиджаба, одновременно с этим сэфсэри стали высмеивать как атрибут воровок и сексуализировать, им начали покрывать в суде женщин, обвиняемых в занятиях проституцией, а Бургиба именовал его «жалкой тряпкой». Следует отметить, что хиджаб, состоящий из головного убора и туники, в Тунисе почти не встречался до 1970-х годов.

Возрождение

Во время революции 2011 года женщины начали выходить на улицы в сэфсэри для того, чтобы символически противостоять одетым в чёрные покрывала исламисткам, призывавшим отменить запрет на ношение закрытой исламской одежды в образовательных учреждениях и на работе. После смены власти сэфсэри занимает символическую нишу одежды невесты и её подруг для похода в свадебный хаммам, а также одежды для женщин старше 50 лет для посещения похорон. Сэфсэри надевают на демонстрации, его передают дочерям старшие родственницы, оно стало предметом культурной памяти тунисских женщин.

  • Девушка в сэфсэри

  • Женщина в сэфсэри с кружевной маской на лице

  • Туниски на протестах с государственными флагами

  • Иудейки в сэфсэри, 1906

  • Женщина в сэфсэри, закрывающем всё тело