Главная
Статьи





08.11.2022


07.11.2022


07.11.2022


07.11.2022


06.11.2022






Притихло

19.08.2022

«Притихло» — пейзаж русского художника Николая Дубовского (1859—1918), оконченный в 1890 году. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге (инв. Ж-4392). Размер — 76,5 × 128 см. При работе над картиной Дубовской использовал этюд, написанный на Балтийском взморье.

Полотно было представлено на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1890 года в Петербурге. Картина экспонировалась с большим успехом, и прямо с выставки она была приобретена императором Александром III. Сразу после этого Павел Третьяков, который тоже желал приобрести эту картину, заказал себе авторское повторение. Ныне это повторение хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (86 × 143 см, инв. 988).

Картина «Притихло», которую относят к «пейзажам настроения», считается самым известным и наиболее значительным произведением Николая Дубовского. Исаак Левитан писал, что «такой захват от самой природы, как „Притихло“, где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет», а Василий Бакшеев отмечал, что «среди лучших произведений мировой живописи найдётся не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением».

История

В 1877 году Николай Дубовской был зачислен в Академию художеств по классу пейзажа к профессору Михаилу Клодту, известному художнику-пейзажисту. Проучившись там до 1881 года, перед выпуском Дубовской отказался от написания картины на заданную тему и вышел из Академии без диплома. В 1882 году он представил две картины — «Перед грозой» и «После дождя» — на выставке Общества поощрения художников, а в 1884 году состоялся его дебют на выставках передвижников — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». С тех пор в России картины Дубовского представлялись исключительно на передвижных выставках. В 1886 году он был принят в Товарищество, а впоследствии стал одним из его самых активных деятелей.

Притихло (авторское повторение, холст, масло, 86 × 143 см, 1890, ГТГ)

При написании картины «Притихло» Дубовской использовал этюд, написанный на Балтийском взморье. Полотно было закончено в начале 1890 года и представлено на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в феврале того же года в Петербурге. Картина Дубовского имела огромный успех; там же она была приобретена императором Александром III, оказавшись единственной картиной, купленной им на выставке.

Узнав о продаже картины от художника Николая Ярошенко, который был одним из организаторов выставки, Павел Третьяков, который также хотел приобрести это полотно, сразу же заказал Дубовскому его повторение. Художник согласился и в течение полумесяца завершил второй вариант своего полотна, о чём он известил Павла Михайловича 15 марта 1890 года. После этого Третьяков съездил в Петербург и осмотрел картину. В своём письме к Илье Репину он писал: «Я его заказал, потому что картина для публики исчезает; повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее». Повторение было написано в более тёмных тонах, которые несколько ослабили мрачность мотива. Эта история показывает, «насколько взыскательный Третьяков считал необходимым иметь все крупные произведения Дубовского у себя в галерее, видя в нём одного из основных мастеров русского пейзажа».

Картина, купленная Александром III, находилась в Зимнем дворце, а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию. В 2010 году полотно было частью экспозиции «Небо в искусстве», проходившей в корпусе Бенуа Государственного Русского музея. В 2016—2017 годах картина участвовала в выставке произведений из собрания Русского музея «Передвижники. Русский реализм и Репин. 1870—1900», проходившей в музее Дренте в городе Ассене (Нидерланды).

Описание

На картине изображены освещённые солнцем грозовые тучи, нависшие над водной поверхностью. Их верхняя часть напоминает белую вату, а нижняя наполнена зловещей чернотой. Ветра нет, и в гладкой поверхности воды отражаются светлые и тёмные тучи. Вдали виден холмистый берег, на котором находятся домики какого-то селения. Яркие оранжево-красные кроны деревьев и кустов, выделяющиеся на фоне тёмного леса, подчёркивают напряжённость атмосферы. К берегу направляется небольшая одинокая лодка с гребцом, который, по-видимому, пытается достичь суши до наступления непогоды.

Николай Дубовской в одном из своих писем писал: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь своё ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе — тишина перед грозой — можно выразить одним словом „Притихло“. Это и есть название моей картины».

Явственно чувствуется напряжённое состояние природы перед бурей, которое передаётся зрителям. Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях приводил рассказ о картине «Притихло» А. М. Каретникова, в течение более 25 лет работавшего артельщиком Товарищества передвижных художественных выставок: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало, и поставили на мольберт. Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович? Вот рабочие развязали верёвку, сняли покрывало, а я как глянул на картину, так и присел от страха на пол. В детстве боялся я грозы, особенно над Волгой, где жил, и сейчас мне показалось, что из-под страшной тучи сверкнёт молния и ударит гром. И рабочие говорят: „Что, испугался? То-то!“».

Тем не менее, чувство беспомощности человека перед природной стихией, выраженное Дубовским в картине «Притихло», не следует принимать за её основное содержание. Более того, не следует считать, что художник имел своей целью прославление стихии и её власти над людьми. Об этом свидетельствует то, что для изображения он выбрал не саму бурю, а предшествующий ей момент. Небольшая лодка, направляющаяся к берегу и стремящаяся как можно быстрее его достигнуть, вовсе не подчёркивает бессилие человека. По словам искусствоведа Владислава Зименко, «мы не знаем, достигнет ли гребец благополучно берега, однако, как только мы заметили его, мы не можем быть безразличны к его судьбе и, желая ему победы, вглядываемся в окружающую его могучую и грозную природу глазами познавателя и борца, а не униженного, покорного слуги или просителя».

Эскизы и повторения картины

Помимо одноимённого полноформатного повторения 1890 года, находящегося в Государственной Третьяковской галерее, существует ещё несколько авторских повторений картины. Одно из них, датированное 1896 годом, находится в Полтавском художественном музее. Другое повторение, датированное 1913—1915 годами, принадлежит Самарскому областному художественному музею. Недатированное авторское повторение находится в Ростовском областном музее изобразительных искусств, а вариант-повторение под названием «Туча надвигается» (или «Надвигается туча»), датированный 1912 годом, — в Новочеркасском музее истории Донского казачества. Кроме этого, повторение 1890-х годов (холст, масло, 69 × 112 см) входит в собрание Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника, а в Вологодской областной картинной галерее хранится вариант-повторение «Притихло. Надвигается туча», датированный 1912 годом. Известно также об авторском повторении 1890 года (холст, масло, 85,6 × 133 см), находящемся в собрании музея Зиммерли Ратгерского университета (Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси, США), которое было передано туда как часть коллекции Георгия (Юрия) Рябова.

В Национальном художественном музее Белоруссии находится недатированный эскиз картины «Притихло» (по другим сведениям, в Минске хранится уменьшенное повторение картины).

Отзывы

Художественный критик Владимир Стасов в статье 1890 года «Передвижная выставка и её критики» высоко отзывался о таланте Николая Дубовского, отмечая правдивость и свежесть его пейзажей. Стасов подробно остановился на анализе представленной на 18-й передвижной выставке картины «Притихло», отмечая, что этот пейзаж «прямо трактует большие водяные массы, но как оригинально, как ново, как мастерски». Описывая свои впечатления от картины, Стасов писал, что вода на ней «просто хрустальная, с удивительным отражением и озеркалением». Он высоко отзывался и об изображении неба и природных явлений, отмечая, что «мрачные полосы тёмной мглы под облаками, над далёким городком или деревушкой — чудесны».

В своих воспоминаниях о передвижниках Яков Минченков приводил слова художника Исаака Левитана, который следующим образом описывал эту картину: «Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как „Притихло“, где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет». Помимо Левитана, картину Дубовского высоко ценили и другие известные художники-передвижники того времени — в частности, Илья Репин и Николай Ярошенко.

Искусствовед Владислав Зименко отмечал, что море и небо, позволяющие показать свободный и безграничный разворот пространства, относились к мотивам, органичным для дарования Дубовского, и эти искания художника необычайно полно были выражены в картине «Притихло». По словам Зименко, в этом произведении Дубовского прежде всего поражала взгляд «строгая объективность в изображении величественного природного мотива, чуждая какой бы то ни было субъективной аффектации и явившаяся следствием глубокого объективного познания природы». Наряду с этой объективностью, за образами природы стояло глубокое гуманистическое мироощущение: стихийным силам природы противопоставлялись разум, сила и отвага человека, глазами которого зритель смотрел на картину.

По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина «Притихло», в которой проявился интерес Дубовского к «необычным моментам в жизни природы» и «трудноуловимым природным эффектам», была в значительной степени типичной для всего его творчества. При этом она отмечала, что в трактовке романтического мотива отчётливо видна «строгая сдержанность восприятия художником натуры». Юрова писала, что эта картина помогла художнику найти свою тему в пейзажной живописи — тему, связанную с широкими водными просторами. Впоследствии она стала одной из основных тем в творчестве Дубовского. В то же время Юрова отмечала, что тяжело нависшие облака, изображённые на картине, кажутся несколько ватными и излишне объёмными, так что создаётся впечатление того, что они выступают за пределы плоскости холста.

Художник Василий Бакшеев в своей обзорной статье «Пейзаж в русской живописи», обсуждая наиболее значимые произведения этого жанра, созданные русскими художниками, призывал вспомнить замечательное полотно «Притихло», на котором изображены «застывшая в ожидании грозы река и огромное свинцово-серое облако». Бакшеев очень высоко ценил это произведение Дубовского, утверждая, что «среди лучших произведений мировой живописи найдётся не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением». По словам Бакшеева, «это действительно картина, в полном смысле этого слова».